Самосупервизия
Это форма супервизии, которая уместна всегда, — даже тогда, когда вы и так получаете хорошую супервизию. Одна из целей любого вида супервизии — помочь практикующему специалисту развить в себе внутреннего супервизора, с которым можно консультироваться прямо во время работы.
Важным аспектом самосупервизии является способность анализировать свою работу. Бордеро и Леддик (Borders and Leddick, 1987) предложили несколько очень полезных воп-росов для этого анализа, их список представлен в Документе 3.1.
Документ 3.1. Анализ собственной работы
При всех формах супервизии важно предоставлять себе достаточно времени и быть в состоянии исследовать собственные способы работы. Многие из наших учеников нашли свои первые попытки учиться с помощью прослушивания записей своей работы одновременно и трудными, и поучительными.
Активность в супервизии
Активность в супервизии не ограничивается построением собственной поддерживающей системы и нахождением хорошего супервизора или группы поддержки. Когда все это осуществилось, очень легко начать сползать обратно в зависимость и просто принимать стиль и уровень поддержки, предоставляемой супервизором. Чтобы обеспечить для себя желаемую супервизию, необходимо стать полностью ответственным за свой вклад в заключение контракта и достижение договоренностей по поводу того, как будет происходить супервизия, на чем будет фокусироваться внимание, как будет оцениваться ее процесс.
Заключение контракта
Пэт Хант (Pat Hunt, 1986) подчеркивает ценность четкого контракта на супервизию: «Супервизия может стать более эффективной и удовлетворяющей для обеих сторон, если будет заключен контракт, открыто описывающий, что будет происходить». Она говорит о необходимости «супервизорского альянса», предполагающего «большую открытость и ясность относительно методов, используемых в супервизии, причины их выбора, супервизорского стиля, целей супервизии, желательной формы достигаемых отношений и ответ-ственности каждого партнера по супервизии».
Заключая контракт со своим супервизором, необходимо обсудить, как вы оба представляете себе ее цели, выяснить ожидания и исследовать надежды и страхи относительно ра-бочих отношений. При искаженных ожиданиях в дальнейшем исследовать целесообразно расхождения и пути их корректировки. Обязательно должен быть разрешен конфликт целей, преодолены разногласия по поводу стиля, ответственности сторон и ценностей. Должны быть установлены правила, касающиеся частоты встреч, их продолжительности и места, а также формы представления случаев. Также необходимо разработать формы подведения итогов и оценки результатов работы. И наконец, если это необходимо, установить порядок действий на случай непредвиденных обстоятельств.
Необходимость в ясном контракте хорошо показана у Брид-жид Проктор (Brigid Proctor, 1988а):
Если вы хотите, чтобы супервизия была и оставалась совместным опытом, который поддается реальной, а не кажущейся оценке, нужно достигнуть ясных — даже жестких — рабочих договоренностей. Согласие необходимо для обеспечения достаточной безопасности студента или работника, которые знают, на что им опираться; и это определяет границы для супервизора, чувствующего свободу и ответственность в выборе вида помощи, предоставляемой в любом виде, которого требует контекст — консультативном, тренинговом, смешанном.
Проктор развивает свою точку зрения далее (см. Inskipp and Proctor, 1993, с. 49), задавая ведущую линию для беседы с заключением контракта и приводя список того, что может искать новый супервизируемый.
В главе 5 мы более подробно коснемся заключения контракта.