Какие квалификационные требования предъявляются к педагогу-психологу?

By | 11.02.2023
   К педагогу-психологу предъявляются требования в части наличия определенного уровня образования и отсутствия судимости.
   Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон N 273-ФЗ) (ч. 1 ст. 46 Закона N 273-ФЗ).
   Указанные квалификационные требования обязательны к применению (ст. 57, ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ).
   При этом стоит учитывать, что на педагогических работников, принятых на работу до дня вступления в силу Закона N 273-ФЗ, подлежащих аттестации и признанных аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности, не распространяется требование ч. 1 ст. 46 Закона N 273-ФЗ о наличии среднего профессионального образования или высшего образования (ч. 18 ст. 108 Закона N 273-ФЗ).

Квалификационные требования согласно Квалификационному справочнику

   Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н (далее – ЕКС), содержит следующие квалификационные требования, предъявляемые к должности “педагог-психолог”: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Педагогика и психология” без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки “Педагогика и психология” без предъявления требований к стажу работы.
Следует учесть, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации” квалификационных справочников, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (п. 9 разд. I “Общие положения” ЕКС).

Квалификационные требования согласно Профессиональному стандарту

   При приеме на работу и (или) назначении на должность работодателю необходимо руководствоваться требованиями к образованию и опыту работы, которые указаны в профессиональном стандарте как необходимые для выполнения обобщенной трудовой функции и трудовых функций, поручаемых педагогическому работнику (Письмо Минтруда России от 06.11.2019 N 14-3/ООГ-8525).
Профессиональный стандарт “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)” (утв. Приказом Минтруда России от 24.07.2015 N 514н) (далее – Профессиональный стандарт) содержит квалификационные требования в зависимости от трудовой функции.
Обобщенные трудовые функции “Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ” и “Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации” включают требования к профессиональному образованию и обучению и особые условия допуска к работе (п. п. 3.1, 3.2 Профессионального стандарта):
высшее образование по профильным направлениям;
отсутствие судимости за преступления.
При этом к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за определенные преступления (ст. 331 ТК РФ).
Необходимо учитывать, что, в случае если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (Письмо Минтруда России от 06.07.2016 N 14-2/ООГ-6465).
При этом, по мнению Минтруда России, выраженному в более раннем Письме, если квалификационный справочник и профессиональный стандарт содержат различные требования к квалификации, то с точки зрения юридической практики применению подлежат нормативные правовые акты с более поздней датой утверждения, ранее принятые нормативные правовые акты могут применяться по вопросам, которые не нашли отражения в новых нормативных правовых актах (п. 5 Письма Минтруда России от 11.01.2016 N 14-0/В-2).
Подготовлено на основе материала
В.В. Абросимова
Министерство труда и социальной защиты
Российской Федерации

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.