Наши собственные потребности

Наши собственные потребности

Другой аспект Тени, который нам хотелось бы рассмотреть, — это отношение помогающего к своим собственным потребностям, удовлетворяемым работой и клиентами. В про-цессе обучения нас учат уделять внимание потребностям клиентов, и это зачастую затрудняет для нас фокусировку на собственных потребностях. Это даже считается эгоистичным. Тем не менее у нас есть потребности. Они находятся здесь же, в глубинных мотивах нашей работы. Как пишет Джеймс Хиллман (James Hillman, 1979, с. 16):
Аналитики, консультанты, социальные работники — это охотники за проблемами. Мы все ищем проблемы и, не дожидаясь, пока человек войдет, с готовностью принимаем вид: «Что случилось?», «В чем дело?» Встреча начинается не только с проекций пришедшего за помощью человека, но и с воспитанного и заученного намерения профессионального помощника. С точки зрения психоанализа, мы могли бы сказать, что контрперенос случается еще до переноса. Мои ожидания со мной, пока я жду стука в дверь.
Факт переноса присутствует с самого начала, так как бессознательные мотивы заставляют меня делать эту работу. Я могу привнести в свою работу стремление утешить обижен-ного ребенка, и тогда каждый человек, приходящий за помощью, будет становиться для меня задетым ребенком, нуждающимся в утешении и заботе родителей. Или наоборот: я все еще могу быть замечательным сыном, пытающимся направить своего отца или мать на путь истинный. Подобный детско-родительский архетип также может влиять на нас, выражаясь, например, в потребности исправлять и наказывать целое поколение, его идеалы и ценности.
Мои потребности всегда со мной. Я не смог бы делать эту работу, если бы у меня не было потребности ее делать… точно так же, как я нужен человеку, приходящему ко мне за помощью, он нужен мне, чтобы я мог помогать ему. Нужда и помогающий, социальный работник и социальная неустроенность, потеря и приобретение всегда идут рядом. Однако может оказаться, что мы отрицаем наличие своих потребностей. Идеальный герой вестерна проявляет свое «сильное это», демонстрируя независимость… Потребности сами по себе не причиняют вреда, но когда их отрицают, они присоединяются к Тени и становятся скрытыми требованиями… Требования ищут осуществления, потребности просят только о выражении.
Мы считаем, что не потребности сами по себе, но их отрицание может обойтись столь дорого. В следующей главе мы еще коснемся потребностей, особенно в отношении поддержки. Другая потребность, которую мы хотели бы упомянуть здесь, — это потребность быть любимым, ценимым, воспринимаемым как человек, делающий все возможное из самых лучших побуждений, и несмотря на это иногда принимающий трудные решения «для пользы клиента», — короче, мы хотим, чтобы нас рассматривали как «хорошего человека». Для нас не просто, даже много лет работая с людьми и встречаясь со своей Тенью, принять картину самих себя, написанную клиентом, не осведомленным о нашем соб-ственном мнении о себе. Неприятно, когда тебе говорят о твоей холодности, ригидности или злоупотреблении властью. Существует соблазн либо поменять свое поведение, чтобы быть более «приятным», контратакуя скрытым образом, либо под благовидным предлогом вообще перестать работать с этим человеком. Иногда трудно принять неблагодарность. Мы вдруг можем обнаружить, что думаем: «Я, в конце концов, все это для тебя делал», — слова, которые мы слышали от родителей или учителей и которые обещали себе никогда не повторять.
Один из лучших способов научиться принимать негативные чувства со стороны своих клиентов (которые, как правило, все же имеют хоть какие-то основания) — это вспомнить, как мы сами чувствовали себя в роли клиента. Мы можем также вспомнить, как во время супервизии появляется желание критиковать супервизора в моменты, когда мы ощущаем неуверенность, чтобы заставить его понять, как мы себя чувствуем.

Желание исцелять

Из вышесказанного могло показаться, что лучше бы спрятать все это подальше. Эта глава была наполнена скрытыми властными мотивами, нуждающимися детьми, нечистыми намерениями, враждебностью по отношению к родителям. Думать таким образом означало бы упустить то, о чем говорилось выше, а именно: только отрицание своих потребно-стей, теневых сторон, образа, власти делает их опасными. Знание себя, собственных мотивов и потребностей позволяет нам помогать по-настоящему. Это значит, что мы бессоз-нательно не используем других для достижения своих целей и не нагружаем их тем, что не выносим в себе. Поэтому мы верим, что желание помогать, несмотря на его неодно-значность, фундаментально, и мы согласны со словами Гарольда Сирлза (Harold Searles, 1975):
Самый сильный врожденный человеческий интерес — интерес к ближнему — просыпается в самые ранние годы и даже месяцы жизни, и это есть необходимый психотерапевти-ческий элемент. Небольшая часть людей посвятила свою карьеру практике психоанализа и психотерапии, открыто проявляя этот интерес, присущий всем человеческим суще-ствам… Я предполагаю, что пациент болеет постольку, поскольку его собственный психотерапевтический интерес подвергся неким воздействиям, которые привели его в состояние необычной интенсивности, препятствующее выражению этого интереса или даже при-знанию его существования, и, таким образом, он смешался с сильной ненавистью, гневом и соперничеством и был подавлен. В терминах переноса болезнь пациента выражает его подсознательное стремление лечить доктора.

Другими словами, желание исцелять является базовым не только для специалистов помогающих профессий, но и для всех остальных людей.

Заключение

Мы считаем, что, будучи способными принимать свою собственную уязвимость и не бороться с ней, мы обретаем опыт, важный для нас самих и наших клиентов. Понимание то-го, что они могут исцелять нас и наоборот, очень важно как для наших с ними отношений, так и для их развития.
Итак, мы считаем, что только тогда можем отдавать, когда наши собственные потребности каким-то образом признаются и удовлетворяются. Отдавать, чувствуя, что нам есть что дать, а не просто потому, что клиент этого требует или мы «обязаны» делать это. Это возлагает на помогающего большую ответственность за активность в удовлетворении собственных потребностей. Именно к этому мы вернемся в следующей главе.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.