Психологические факторы профессионального выгорания судебных экспертов-психологов
(Сафуанов Ф.С., Дворянчиков Н.В., Аникиевич М.Н.)
(“Юридическая психология”, 2014, N 1)
Информация о публикации
Сафуанов Ф.С., Дворянчиков Н.В., Аникиевич М.Н. Психологические факторы профессионального выгорания судебных экспертов-психологов // Юридическая психология. 2014.
N 1. С. 7 – 10.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Ф.С. САФУАНОВ, Н.В. ДВОРЯНЧИКОВ, М.Н. АНИКИЕВИЧ
Сафуанов Фарит Суфиянович, руководитель лаборатории психологии Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, заведующий кафедрой клинической и судебной психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, доктор психологических наук, профессор.
Дворянчиков Николай Викторович, декан факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук, доцент.
Аникиевич Михаил Николаевич, выпускник магистратуры “Юридическая психология: судебно-экспертная практика”, кафедра клинической и судебной психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, магистр психологии.
Исследованы психологические факторы профессионального выгорания судебных экспертов-психологов. Методиками “Профессиональное выгорание”, “Фрайбургский многофакторный личностный опросник”, “Стратегии преодоления стрессовых ситуаций”, “Тест смысложизненных ориентаций” обследовано 33 эксперта. Выявлен личностный симптомокомплекс, повышающий риск профессионального выгорания у психологов.
Показано, что личностным ресурсом, препятствующим формированию и развитию выгорания, является высокая степень осмысленности жизни, которая в профессиональном аспекте определяется уровнем сформированности специальных психологических знаний эксперта.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание, судебно-психологическая экспертиза, судебный эксперт – психолог, совладающее поведение, смысложизненные ориентации.
Psychological factors of professional burnout of forensic experts-psychologists
F.S. Safuanov, N.V. Dvoryanchikov, M.N. Anikievich
The authors study psychological factors of professional burnout of forensic experts-psychologists. With the help of “Professional burnout”, “Freiburg multifactor personal questionnaire”, “Strategy of negotiation of stressful situation”, “Test of life-purpose orientations” methods 33 experts were examined. The personal symptom complex which increases the risk of professional burnout of psychologists is detected.
It is shown that the personal resource preventing formation and development of burnout is a high level of meaningfulness of life which in professional aspect shall be determined by the level of formation of special psychological knowledge of the expert.
Key words: professional burnout, emotional burnout, forensic-psychology expert evaluation, forensic expert – psychologist, coping behavior, life-purpose orientation.
На современном этапе развития российского общества растут требования, предъявляемые к профессионализму личности. Разработка проблемы выгорания, первоначально как социальной проблемы, а затем и исследовательской, была обусловлена мощным отрицательным эффектом, который оно оказывало на профессиональную деятельность и особенности поведения людей разных профессий. Наиболее отчетливо его последствия ощущались в тех видах деятельности, где основным предметом труда являлись человеческие проблемы (учителя, медицинский персонал, социальные работники, психологи и т.д.). Синдром эмоционального выгорания возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов и проявляется как приглушение эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнерами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др.
Это в конечном итоге сказывается на работоспособности человека, приводит к снижению продуктивности деятельности, к появлению пограничных психических расстройств.
Актуальность исследования феномена профессионального выгорания судебных психологов-экспертов обусловлена тем, что специфика их деятельности, с одной стороны, строго регламентирована процессуальным законодательством, а с другой – необходимостью придерживаться в работе принципов законности, соблюдения прав и свобод личности и гражданина, независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований. Все это порождает и многочисленные этические проблемы эксперта. Одним из наиболее важных этических ценностей судебно-экспертной деятельности является принцип независимости от себя: философские, религиозные, политические взгляды, личные предубеждения, эмоциональное отношение к подэкспертным лицам не должны оказывать влияние на психологическую диагностику.
Эксперт-психолог должен избегать искажения экспертного заключения под влиянием незаконной гуманности или жестокости, вне зависимости от того, кто является объектом экспертизы – обвиняемый в жестоком убийстве нескольких человек, малолетняя, потерпевшая от изнасилования или побоев, раздельно проживающие супруги, ведущие судебный спор о месте проживания их ребенка, и т.п.
Цель исследования – выявление психологических факторов, способствующих развитию синдрома профессионального выгорания судебных экспертов-психологов.
Исследованы 33 судебных эксперта-психолога (7 мужчин и 26 женщин), работающих в государственных судебно-психиатрических экспертных учреждениях Минздрава России и судебно-экспертных учреждениях Минюста России.
По результатам русскоязычной версии (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова) опросника “Профессиональное выгорание” (ПВ) были выделены две группы: 14 человек с признаками выгорания (имеющие критические значения по одной или более шкал “эмоциональное истощение”, “деперсонализация в межличностных отношениях”, “редукция персональных достижений”), 19 человек без признаков выгорания.
Все психологи были обследованы следующими методиками: “Фрайбургский многофакторный личностный опросник” (FPI), адаптированный Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой; опросник С. Хобфолла “Стратегии преодоления стрессовых ситуаций” (SACS); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.
Леонтьева.
Первый этап обработки результатов заключался в сравнительном анализе показателей всех использованных методик в двух выделенных группах. Выявлено восемь признаков, которые имеют статистически достоверные различия (табл. 1).
Таблица 1. Статистически значимые результаты
дискриминантного анализа
Переменные
Статистическая значимость – p-value
Уравновешенность (FPI)
0,007
Локус контроля своей жизни (СЖО)
0,007
Локус контроля Я (СЖО)
0,009
Удовлетворенность самореализацией (СЖО)
0,011
Насыщенность жизни (СЖО)
0,018
Цели в жизни (СЖО)
0,028
Поиск социальной поддержки (SACS)
0,038
Импульсивные действия (SACS)
0,05
Характерно, что значимые различия между экспертами-психологами с признаками и без признаков профессионального выгорания наблюдаются только по одной личностной характеристике (уравновешенности, устойчивости к стрессу). Основные отличия проявляются в сфере смысложизненных ориентаций – у психологов с признаками профессионального выгорания более низкие показатели практически по всем шкалам теста. По сравнению с психологами без признаков выгорания у них меньше целей в жизни, слабее удовлетворенность настоящим и прошлым, они меньше верят в свою способность контролировать события своей жизни, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Достоверные различия выявлены и в сфере копинг-поведения: если для экспертов-психологов с высоким уровнем профессионального выгорания в стрессовой ситуации характерны импульсивность и недостаточное умение использовать социальную поддержку, то у “невыгоревших” преобладает стремление к обдуманным поступкам и обращение за помощью к значимым для них лицам – коллегам, друзьям.
На втором этапе был проведен факторный анализ (метод главных компонент, ортогональное вращение “варимакс”) показателей всех методик по обеим группам экспертов.
Было получено восемь факторов, из которых первые четыре описывают более 61% дисперсии и поддаются содержательной интерпретации. Факторная нагрузка каждой из остальных составляет менее 6%.
В первый фактор, объясняющий 29,85% дисперсии, вошли с отрицательной нагрузкой показатели опросника ПВ – эмоциональное истощение (-0,637), деперсонализация в межличностных отношениях (-0,447), SACS – стратегия избегания (-0,742), FPI – раздражительность (-0,488), с положительной нагрузкой – все показатели теста СЖО: цели в жизни (0,903), локус контроля Я (0,845), насыщенность жизни (0,843), локус контроля своей жизни (0,837), удовлетворенность самореализацией (0,848).
Интерпретация данного фактора возможна в контексте модели специальных знаний судебного эксперта – психолога (Сафуанов Ф.С., 2003), развивающей идеи Е.Ю. Артемьевой (1999) о профессиональном образе мира. Структура психологических знаний, используемых в судебной экспертизе, может быть представлена в виде трех уровней.
Внешний слой заключается в субъектной идентификации психических явлений в терминах, базовых для судебно-психологической экспертизы науки – психологии, а также смежных дисциплин: психиатрии, виктимологии, суицидологии и т.п. Более глубинный уровень представляет собой трансформацию понятий базовых наук в экспертные понятия. Экспертные понятия – промежуточные между правом и психологией – определяют юридическую значимость психических явлений и влекут определенные правовые последствия (квалификация преступлений, установление смягчающих обстоятельств и др.).
Центральным глубинным слоем структуры специальных знаний эксперта-психолога является система генерализованных недифференцированных смыслов, аккумулирующих не только когнитивный, но и эмоционально-мотивационный, и ценностный опыт эксперта.
Представляется, что первый фактор отражает аксиологический (ценностно-смысловой) уровень профессионального сознания эксперта-психолога, который является ведущим ингибитором развития эмоционального выгорания.
Во второй фактор (13,49% вариативности) вошли переменные, описывающие только личностные характеристики испытуемых из опросника FPI: маскулинность-фемининность (0,809), экстраверсия-интроверсия (0,806), общительность (0,754), эмоциональная лабильность (-0,645), депрессивность (-0,564), застенчивость (-0,553), уравновешенность (0,410).
Очевидно, что черты личности, вошедшие в этот фактор с отрицательным значением, в совокупности с противоположными полюсами индивидуально-психологических особенностей, вошедших в фактор с положительным значением, представляют собой личностный симптомокомплекс повышенного риска профессионального выгорания у судебных экспертов – психологов.
В третий фактор, описывающий 10,18% дисперсии, вошла с положительным значением выявленная в SACS стратегия асоциальных действий при стрессе (0,715) в сочетании с такими параметрами FPI, как раздражительность (0,693), депрессивность (0,583), спонтанная агрессивность (0,502), эмоциональная лабильность (0,452). С отрицательным знаком (-0,562) в данный фактор вошла копинг-стратегия “ассертивные действия” (ассертивность – способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него).
Этот фактор, в отличие от предыдущего, объединяет личностные характеристики, которые определяют неэффективные стратегии совладающего со стрессом поведения, что может обусловить хронификацию стресса и, как следствие, профессиональное выгорание.
В четвертый фактор, объясняющий 7,84% дисперсии, вошли копинг-стратегии “вступление в социальный контакт” (0,834) и “поиск социальной поддержки” (0,821). В этот же фактор с отрицательным знаком вошел такой компонент профессионального выгорания (методика ПВ), как “деперсонализация межличностных отношений”. Можно предположить, что преобладание негативных переживаний и установок по отношению к коллегам, пациентам, подэкспертным лицам и другим субъектам и объектам профессиональной деятельности экспертов-психологов зависит прежде всего от дефицита социально ориентированных копинг-стратегий.
Обращает на себя внимание, что если такие компоненты профессионального выгорания, как “эмоциональное истощение” и “деперсонализация в межличностных отношениях”, вошли в состав основных факторов и тесно связаны как с личностными свойствами экспертов-психологов, так и с их копинг-стратегиями, то третья составляющая – “редукция персональных достижений” (ощущение профессиональной некомпетентности, снижение ценности работы) не отражена ни в одном из значимых факторов. Видимо, у работающих судебных экспертов – психологов профессиональное выгорание проявляется преимущественно в эмоциональной сфере (в переживаниях эмоционального перенапряжения, усталости, опустошенности) и в области межличностных отношений (деперсонализация), но в меньшей степени связано с ощущением собственно профессионального кризиса.
Таким образом, в исследовании выявлен личностный симптомокомплекс, состоящий из определенных черт личности и неэффективных стратегий совладающего поведения, существенно повышающий риск профессионального выгорания у судебных экспертов – психологов. Мощным личностным ресурсом, препятствующим формированию и развитию эмоционального выгорания, наряду с определенным сочетанием индивидуально-психологических особенностей является и высокая степень осмысленности жизни, в частности жизни профессиональной. Осмысленность профессиональной жизни определяется уровнем сформированности специальных знаний психолога, особенно его глубинного слоя, отражающего когнитивный, практический и аксиологический опыт судебного эксперта.
Этот вывод придает моральной обязанности эксперта-психолога постоянного профессионального совершенствования (Сафуанов Ф.С., 1998) дополнительный смысл: данный этический принцип имеет значение не только для принятия самостоятельных ответственных решений при производстве судебной экспертизы, но и связан с сохранением психического здоровья самого эксперта.
Литература
- Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999.
-
Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. М., 1998.
-
Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии. М., 2003.
Pingback: Информация об организации работы психолога в суде