Выготский Лев Семенович (1896-1934) – выдающийся советский психолог; ему, его школе, ученикам и последователям принадлежит центральная роль в развитии российской психологии в советский период. При построении новой – советской психологии – он стремился к ориентации на марксистскую методологию. Разработал учение о развитии высших психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Культурные средства, прежде всего знаки языка, служат своего рода орудиями, оперируя которыми субъект воздействует на другого, формирует собственный внутренний мир, приобретая способность управлять собственным поведением. Психические функции, данные природой (“натуральные”), преобразуются в функции высшего уровня развития (“культурные”). Так, механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие – произвольным и т. п. “Всякая функция в культурном развитии ребенка, – пишет Выготский,- выходит на сцену дважды, в двух планах, – сперва социальном, потом – психологическом. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая” (“История развития высших психических функций”). Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем “вращиваются” в его сознание. Этот процесс перехода извне вовнутрь был назван интериоризацией. В последующих работах Выготский делает упор на исследование значения словесного знака, то есть на сопряженного с ним (преимущественно интеллектуального) содержания. Совместно с учениками он разработал экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребенка, проследив основные стадии преобразования значений в онтогенезе. (“Мышление и речь”).Эти исследования он тесно связывал с проблемой обучения и его воздействия на умственное развитие, охватывая широкий круг проблем, имеющий большое практическое значение. Среди выдвинутых им в этом плане идей особую популярность приобрело положение о “зоне ближайшего развития”, согласно которому только то обучение является эффективным, которое забегает вперед развития”, как бы тянет его за собой, выявляя возможности ребенка решить при участии педагога те задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может. Принцип развития сочетался в трудах Выготского с принципом системности. Он разработал понятие о “психологических системах”, под которым понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, связей между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построении этих систем главная роль придавалась Выготским сначала знаку, а затем значению как “клеточке”, из которой разрастается ткань человеческой психики в отличие ее от психики животных. Выготским также был предложен принцип единства “аффекта и интеллекта”, утверждавший необходимость исследования умственного развития в его нераздельной сопряженности с развитием мотивационным. Внимание Выготского к методологической проблематике проявилось также в проведенном им анализе состоянии мировой психологии на тот период времени – исследовании путей развития психологии и причин ее кризиса в начале ХХ века (работа “Исторический смысл психологического кризиса”, 1927). Показав закономерный характер распада психологии на отдельные направления, каждое из которых предполагает собственное, несовместимое с другими понимание предмета и методов психологии, Выготский утверждал необходимость преодоления этой тенденции к распаду, для чего требуется создание особой дисциплины “общей психологии” как учения об основных общих понятиях и объяснительных принципах, позволяющих этой науке сохранить свое единство. Вместе в Выготским в разработке его теории организации и развития психической деятельности, названной культурно-исторической, участвовали и его ученики и соратники, среди которых следует отметить выдающихся отечественных ученых – А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурия. Хотя ранняя смерть не позволила Выготскому реализовать многие перспективные программы, его идеи, раскрывшие механизмы и законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов) наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования этой личности. Это существенно обогатило практику обучения и воспитания нормальных и аномальных детей. Идеи Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, искусствознании, этнографии, социологии, дефектологии и др. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал.