Участие педагога и психолога в уголовном судопроизводстве
(Тетюев С.В.)
(“Судья”, 2014, N 10)
Информация о публикации
Тетюев С.В. Участие педагога и психолога в уголовном судопроизводстве // Судья. 2014.
N 10. С. 29 – 32.
УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
С.В. ТЕТЮЕВ
Тетюев Станислав Владимирович, судья Тракторозаводского районного суда г. Челябинска, доцент, кандидат юридических наук.
Участие педагога (психолога) в следственных и судебных действиях традиционно рассматривается как дополнительная гарантия прав несовершеннолетних (свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых) в уголовном процессе, что обусловлено необходимостью учета их возрастных особенностей. Вопросы, касающиеся данной специфики ювенального уголовного судопроизводства, в последнее время достаточно часто исследуются в юридической науке. Однако многие из них по-прежнему остаются дискуссионными, что не способствует единообразию в толковании и применении соответствующих норм уголовно-процессуального права.
Причинами сложившейся ситуации являются неразработанность теории участия педагога и психолога в уголовном судопроизводстве, несовершенство действующего законодательства.
Вовлечение педагога в уголовный процесс: история нормативной регламентации
Педагог как участник процесса появился еще в дореволюционном уголовном судопроизводстве. В Уставе уголовного судопроизводства 1864 года <1> Законом от 2 июня 1897 г. “Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений об их наказании” были закреплены особенности производства по делам несовершеннолетних. Воспитатели и учителя, как сведущие лица в области педагогики, привлекались к участию в уголовном судопроизводстве, если это было важно для надлежащего и всестороннего исследования личности несовершеннолетнего обвиняемого с целью решения вопроса о его “разумении”. Их участие являлось факультативным и зависело от усмотрения суда, наличия требования прокурора или ходатайства родителей.
Роль воспитателей и учителей ограничивалась дачей показаний или заключения относительно “умственного или нравственного развития обвиняемого”; указанные лица не рассматривались в качестве участников допроса несовершеннолетних и иных следственных действий.
——————————–
<1> См.: .
В УПК РСФСР 1922 года и УПК РСФСР 1923 года нормы об участии педагогов в уголовном судопроизводстве отсутствовали, хотя на практике воспитатели и учителя нередко привлекались к допросу несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых. В частности, такая рекомендация содержалась в Методических указаниях об организации прокурорского надзора по делам несовершеннолетних, утвержденных заместителем Генерального прокурора СССР 5 января 1957 года. Еще раньше, 11 июня 1940 г., был издан совместный Приказ НКЮ СССР и Прокуратуры СССР N 67/110 “О порядке расследования и судебного рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних”, согласно которому суды при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних обязаны были вызывать представителей тех школ и детских учреждений, где они обучались и воспитывались <2>.
<2> См.: Газиянц Л. Недостатки судебной практики по делам о преступлениях несовершеннолетних // Социалистическая законность. 1956. N 5. С. 48.
В уголовно-процессуальных кодексах многих союзных республик, разработанных в соответствии с Основами уголовного судопроизводства СССР и союзных республик 1958 года <3>, появились нормы, определяющие участие педагога в допросе несовершеннолетнего. В России возможность участия педагога в допросах несовершеннолетних потерпевших, свидетелей и обвиняемых на законодательном уровне впервые была предусмотрена в УПК РСФСР 1960 года (ст. ст. 159, 285, 397) <4>. В некоторых комментариях к данному Кодексу говорилось о том, что его ст. 397 применяется и при допросе подозреваемого.
<3> Закон СССР от 25 декабря 1958 г. “Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик” // Свод законов СССР. 1990. Т. 10.
С. 577.
<4> Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. “Об утверждении Уголовно-процессуального кодекса РСФСР” // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 8. С. 613.
В соответствии с УПК РСФСР 1960 года педагог мог стать участником допроса несовершеннолетнего обвиняемого по усмотрению следователя или прокурора либо по ходатайству защитника (ст. 397). Согласно ст. ст.159, 285 указанного Кодекса, с участием педагога производился допрос свидетелей и потерпевших в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя (суда) – в возрасте от 14 до 16 лет.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ), в отличие от своего предшественника, закрепил случаи обязательного участия педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего, причем не только обвиняемого, но и подозреваемого, предусмотрел возможность участия психолога в указанном следственном действии, расширил возможности факультативного участия педагога в допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших. Нормы, регламентирующие участие педагога (психолога) в уголовном судопроизводстве, несмотря на активное, постоянное совершенствование УПК РФ и связанные с этим его многочисленные изменения и дополнения, на протяжении более 10 лет (с момента введения данного Кодекса в действие) оставались неизменными. В то же время ученые и практики зачастую высказывались за необходимость совершенствования и этих норм.
В 2013 году наконец были приняты два Федеральных закона (от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ <5> и от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ) <6>, которые изменили правовое регулирование, в том числе и некоторых аспектов участия педагога (психолога) в уголовном судопроизводстве. Оправдались ли надежды заинтересованных представителей юридической общественности?
<5> СЗ РФ. 2013. N 27.
Ст. 3477.
<6> СЗ РФ. 2013. N 52 (Ч. I).
Ст. 6997.
Кто может быть приглашен в качестве педагога (психолога)?
Дискуссионным является вопрос о том, обладает ли педагог (психолог) процессуальным статусом специалиста или он является самостоятельным (“иным”) участником уголовного судопроизводства. Не вдаваясь в подробности данной дискуссии, отметим: педагог (психолог) наряду с экспертом специалистом, переводчиком в любом случае относится к сведущим лицам, поскольку обладает специальными знаниями.
Какие-либо иные и более конкретные требования в отношении педагога российский уголовно-процессуальный закон не предусматривал вплоть до сентября 2013 года <7>. Поэтому судебная практика в различных регионах России складывалась по-разному.
<7> Например, в Республике Беларусь порядок привлечения педагога (психолога) для участия в уголовном процессе был утвержден подзаконным нормативным правовым актом – Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 октября 2001 г. N 1533 (см.: https://belarus.news-city.info/docs/2001by/crfxfnm-tcgkfnyj49083.htm).
Например, Верховный суд Удмуртской Республики ориентировал нижестоящие суды на то, что педагог должен знать детскую психологию, иметь опыт работы с несовершеннолетними, обладать доверием со стороны подростков, располагать их к откровенности. В качестве педагога может быть допущен муниципальный служащий органа управления образованием, у которого имеется педагогическое образование, не работающий с детьми, но имеющий практику работы с несовершеннолетними в образовательном учреждении <8>.
<8> См.: справка по итогам изучения судебной практики применения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 7 “О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних” за 2009 год и первое полугодие 2010 года // https://vs.udm.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=493.
Кемеровский областной суд, отмечая, что педагог должен не только иметь соответствующее образование, но и обладать достаточным практическим опытом работы с подростками, указал на нецелесообразность привлечения в качестве педагогов муниципальных служащих органа управления образованием, имеющих педагогическое образование, но не работающих с детьми <9>.
<9> См.: Справка Кемеровского областного суда от 30 июля 2010 г. N 01-08/26-521 о судебной практике рассмотрения судами Кемеровской области уголовных дел в отношении несовершеннолетних // https://oblsud.kmr.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=135.
В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” <10>, УПК РФ был дополнен следующей нормой-дефиницией: педагог – это педагогический работник, выполняющий в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся (п. 62 ст. 5 УПК РФ) <11>.
<10> СЗ РФ. 2012. N 53 (Ч.
I). Ст. 7598.
<11> См.: Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”.
Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ч. 1 ст. 46 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”).
Педагогический работник определяется как физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”).
Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.
Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Образовательные организации могут быть дошкольными, общеобразовательными, профессиональными, а также организациями высшего, дополнительного и дополнительного профессионального образования (п. п. 18, 20 ст. 2; ст. 23 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”).
Организация, осуществляющая обучение, – это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. К таким организациям относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица (п. 19 ст. 2; ч. 1 ст. 31 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”).
Таким образом, функцию педагога в уголовном судопроизводстве в настоящее время могут выполнять и воспитатель детского сада, и школьный учитель, и преподаватель колледжа или образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и работающие по специальности в данный момент. При этом образование необязательно должно быть педагогическим, поскольку это не препятствует выполнению обязанностей по обучению студентов и не означает, что, например, преподаватель образовательного учреждения высшего профессионального образования не обладает знаниями в области педагогики.
Педагог, как нам представляется, помимо специальных знаний должен иметь достаточный опыт работы с несовершеннолетними той возрастной группы, к которой принадлежит допрашиваемое лицо. Поэтому на допрос детей дошкольного возраста, являющихся свидетелями и потерпевшими, не следует приглашать школьных учителей, а целесообразно обеспечить участие в следственном действии педагога (воспитателя) из дошкольного учреждения.
Законодатель требует, чтобы в качестве педагогов привлекались специалисты, которые в настоящий момент работают в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Однако, по нашему мнению, из этого правила возможны исключения. Например, мы не видим препятствий к тому, чтобы в допросе несовершеннолетнего в суде принимал участие тот же педагог, что и в досудебном производстве, но к началу судебного следствия уже уволившийся из образовательной организации.
Вместе с тем нельзя не согласиться с приведенным выше доводом Кемеровского областного суда о том, что необходимо избегать приглашения на допрос работников районного (городского) отдела образования, имеющих педагогическое образование, но уже не работающих в образовательной организации.
В каждом конкретном случае (в зависимости от обстоятельств) необходимо решать, какого педагога – знакомого или незнакомого допрашиваемому – следует пригласить для участия в допросе. Данный вопрос является тактическим. Если приглашается знакомый педагог (психолог), то между ним и несовершеннолетним не должно быть неприязненных отношений, конфликта и т.п., иначе обеспечение полноты и достоверности показаний может стать проблематичным или даже невозможным.
В настоящее время законодателем в целом определено, кого из сведущих лиц необходимо привлекать в качестве педагога к участию в уголовном деле. Однако, что касается психолога, этот вопрос по-прежнему остается открытым и неопределенным.
На наш взгляд, психолог необязательно должен работать в образовательной организации, но для того, чтобы стать участником следственного действия, ему необходимы как специализация в области детской, подростковой и (или) юношеской психологии, так и опыт оказания психологической помощи несовершеннолетним соответствующей возрастной группы.
В каких случаях необходим педагог (психолог)?
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 1 февраля 2011 г. N 1 “О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних” <12> особо подчеркнул, что показания подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, полученные без участия педагога или психолога в случаях, предусмотренных частью третьей ст. 425 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), являются недопустимыми доказательствами.
<12> Бюллетень ВС РФ. 2011. N 4.
Случаи, когда участие педагога (психолога) в допросе несовершеннолетних правонарушителей признается обязательным, остаются неизменными с момента вступления УПК РФ в силу: несовершеннолетний не достиг возраста 16 лет; он достиг этого возраста, но у него имеются признаки психического расстройства или он отстает в психическом развитии. При этом запрет на привлечение педагога (психолога) в иных случаях – при необходимости, установленной правоприменителем, например, когда речь идет о допросе психически здорового несовершеннолетнего старше 16 лет, в законе отсутствует.
Участие педагога в допросах свидетелей и потерпевших в настоящее время обязательно, если они не достигли 14-летнего возраста, а при наличии физических или психических недостатков – 18 лет (ч. 1 ст. 191; ч. 1 ст.280 УПК РФ).
УПК РФ предусматривает участие педагога (психолога) только в одном следственном действии – допросе несовершеннолетних. Между тем в советской и российской юридической литературе неоднократно подчеркивалось, что участие педагога (психолога) важно не только в допросе несовершеннолетнего, но и в других следственных действиях (в очной ставке, при предъявлении для опознания, проверке показаний на месте, проведении следственного эксперимента и т.д.). Участие несовершеннолетнего в этих следственных действиях также заключается в даче им определенных показаний, ответов на поставленные вопросы.
Все эти действия содержат в себе элементы допроса и, следовательно, должны производиться по правилам, установленным для допроса <13>.
<13> См.: Филиппенков Г., Лазарева В. Участие педагога в уголовном процессе // Советская юстиция. 1982. N 6. С. 15.
С 1 января 2015 года вступают в силу положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве”, предусматривающие случаи обязательного участия педагога или психолога не только в допросе несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля), но и в таких следственных действиях, как очная ставка, опознание и проверка показаний на месте с участием несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, проводимых в досудебном производстве.
Данный шаг российского законодателя заслуживает высокой оценки, однако непонятно, почему соответствующие изменения не предполагаются в регламентации стадий судопроизводства, где также не исключены очная ставка или опознание, и в регламентации всех этих следственных действий с участием тех несовершеннолетних, которые в уголовном процессе обладают статусом подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.
Остается надеяться, что в дальнейшем отечественный законодатель унифицирует правила производства следственных действий с участием несовершеннолетних по их субъектному составу, не ставя участие педагога (психолога) в зависимость от процессуального положения несовершеннолетнего или стадии уголовного судопроизводства, в которой он участвует.
Очевидно, что процессуальный статус несовершеннолетнего никак не может повлиять на его возрастные, прежде всего физиологические и социально-психологические, особенности, которые педагог (психолог) и призван помогать правильно учитывать при производстве следственного действия.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ предусматривается, что на допрос несовершеннолетних свидетелей и потерпевших может быть приглашен не только педагог, но и психолог. Раньше это было установлено только относительно допроса несовершеннолетних правонарушителей.
Кроме того, данный Федеральный закон унифицирует случаи обязательного участия педагога (психолога) в допросах несовершеннолетних свидетелей (потерпевших) и в иных следственных действиях с их участием; в допросах несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых, подсудимых). С 1 января 2015 года вводится положение, согласно которому педагог (психолог) становится обязательным участником допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, не достигшего возраста 16 (а не 14) лет, а также достигшего данного возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.
Эта новелла направлена на устранение пока еще существующих и непонятно чем обусловленных различий в допросах несовершеннолетних в зависимости от их возраста и процессуального положения, поэтому она является достаточно прогрессивной.
Педагог или психолог?
В УПК РФ не содержится указание, в каких случаях для участия в допросе вызывается педагог, а в каких – психолог. Решение этого вопроса остается на усмотрение участников уголовного судопроизводства и прежде всего – правоприменителя (судьи, следователя, дознавателя). Как нам представляется, психолог обязательно должен быть приглашен, если у подростка имеются признаки отставания в психическом развитии, ярко выраженные индивидуально-психологические особенности (например, повышенные импульсивность, агрессивность, эмоциональность), либо если он страдает психическим расстройством.
Так, президиум Челябинского областного суда отменил приговор и направил дело на новое рассмотрение в связи с тем, что в нарушение требований ст. 280 УПК РФ судом первой инстанции потерпевшая, которой на момент судебного разбирательства исполнилось 13 лет и у которой, согласно данным судебно-психиатрической экспертизы, имелись признаки социализированного расстройства личности, была допрошена в отсутствие педагога <14>. Однако, по нашему мнению, в данной ситуации наиболее полезной была бы помощь психолога.
<14> См.: Обзор судебной практики Челябинского областного суда за первый квартал 2011 года // https://www.chel-oblsud.ru.
В заключение отметим, что рассмотренные в данной статье новеллы УПК РФ не дают ответа на все возникающие у ученых и правоприменителей вопросы по участию педагогов и психологов в следственных и судебных действиях. Поэтому остается надеяться, что совершенствование уголовно-процессуального закона будет продолжено.