Пиаже (Piaget) Жан (1896—1980) — швейцарский психолог, доктор естественных наук.


Пиаже (Piaget) Жан (1896—1980) — швейцарский психолог, доктор естественных наук (1918). Профессор (с 1921 г.) Института Ж. Ж. Руссо в Женеве, Невшательского (1923—1929) и Лозаннского (1937—1954) университетов.

Директор Института Ж. Ж. Руссо (с 1929 г.), Психологической лаборатории (с 1940 г.). Первый президент Швейцарского психологического общества (1942).
Основатель Женевской школы генетической психологии. В области детской психологии Пиаже изучал происхождение и развитие интеллекта у ребенка, формирование фундаментальных понятий, особенностей детской логики и мировоззрения.
Основная задача всех исследований Пиаже — изучение механизмов познавательной деятельности ребенка.
Пиаже пытался осмыслить факты детского развития в аспекте их жизненного, биологического значения и поэтому связывал развитие детского мышления с общебиологическими способами жизнедеятельности организма.
Взгляды Пиаже на природу интеллекта ребенка нашли отражение в решении им проблемы  соотношения обучения и умственного развития. Согласно Пиаже, обучение подчинено законам развития и лишь дает «пищу для познания».
Л. С. Выготский, рассматривая работы Пиаже как крупный вклад в развитие психологической науки, упрекал его в том, что Пиаже подходил к анализу развития высших психических функций абстрактно, без учета социальной и культурной среды.
Различия взглядов Пиаже и отечественных психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития. Пиаже рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам.
Отечественные психологи видят источник умственного развития ребенка в той среде, где он находится, а само развитие рассматривают как процесс присвоения ребенком общественно-исторического опыта. Отсюда вытекает оценка роли обучения в психическом развитии, важность которого особенно подчеркивают отечественные психологи и которое недооценивал Пиаже.
Критически анализируя операциональную концепцию интеллекта, предложенную Пиаже, отечественные специалисты отказываются рассматривать логику как единственный и основной критерий уровня развития интеллекта и не оценивают уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности.
Экспериментальные исследования (А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин) показали, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях есть важнейшая часть всякой человеческой деятельности и что именно от ее характера зависят результаты этой деятельности.
Свои новые теоретические представления Пиаже строил на прочном эмпирическом фундаменте-на материале развития мышления и речи у ребенка. В работах начала 20-х голов ‘Речь и мышление ребенка’, ‘Суждение и умозаключение у ребенка’ и др.
Пиаже на основе примененного им метода беседы (детям задавались вопросы, например, отчего движутся облака, вода, ветер? Откуда происходят сны? Почему плавает лодка? и т. п.), сделал любопытный вывод:
если взрослый размышляет социально (мысленно обращаясь к другим людям) даже наедине с самим собой, то ребенок размышляет или говорит эгоцентрично ни к кому не обращаясь, и в присутствии других людей.
Принцип эгоцентризма (от лат. ‘эго’ – я и ‘центрум’ – центр круга) царит над мыслью дошкольника, который сосредоточен на своей позиции (интересах. влечениях) и не способен стать на место другого (‘децентрироваться’), критически оценить своп суждения со стороны.
Его суждениями правит ‘логика мечты’, уносящая от реальности. Эти выводы Пиаже, в которых ребенок выглядел игнорирующим реальность мечтателем, подверг критике Выготский, давший свое толкование эгоцентрической речи ребенка.
В то же время он чрезвычайно высоко оценил труды Пиаже, который предпочитает говорить не о том, чего ребенку не хватает сравнительно с взрослым (меньше знает, проще, мыслит и т. п.), а о том, что у ребенка есть, какова его внутренняя психическая организация.
Пиаже выделил несколько стадий в эволюции детской мысли: например, своеобразную магию, когда ребенок надеется с помощью слова или жеста изменить внешний предмет; или же своеобразный анимизм, когда предмет наделяется волей или жизнью (‘солнце движется, потому что оно живое’).
Будучи неспособен мыслить абстрактными понятиями, соотносить их, ребенок опираются в своих объяснениях на конкретные случаи. В дальнейшем Пиаже свел все эти стадии к четырем возрастным периодам.
Первоначально (до двух лет) детская мысль содержится в предметных действиях; затем (от двух до семи лет) они интериоризируются (переходит из внешних во внутренние), становятся предоперациями (действиями) ума; на третьей стадии (от 7 до 11 лет) возникают конкретные операции; на четвертой (от 11 до 15 лет)-формальные операции, когда мысль ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делаются дедуктивные (от общего к частному) умозаключения.
Операции не совершаются изолированно: будучи взаимосвязаны, они создают устойчивые и в то же время подвижные структуры. Стабильность структур возможна только благодаря активности организма, его напряженной борьбе с разрушающими ее силами.
Стадийное развитие системы психических действий – такой представил Пиаже картину сознания.
При этом вначале Пиаже испытал влияние Фрейда, считая, что человеческое дитя, появляясь на свет, движимо одним мотивом-стремлением к удовольствию, – и не желает ничего знать о реальности, с которой вынуждено считаться только из-за требований окружающих.
Позже он признал исходным моментом в развитии детской психики реальные внешние действия ребенка.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.