МЕДИАЦИЯ В РОССИИ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ И ЭЛЕМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОЕ СОО

МЕДИАЦИЯ В РОССИИ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ
СПОРОВ И ЭЛЕМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО

Период 2010 – 2011 гг. в России ознаменовался активным законотворчеством в области гражданского процессуального права, модернизацией существующих и введением в гражданский процесс новых механизмов и процедур. До недавнего времени в действующем российском законодательстве наиболее подробно регламентировались только два способа внесудебного разрешения конфликтов: предъявление претензии и передача спора на рассмотрение третейского суда <2>.
В целях снижения финансового и минимизации материально-технического обеспечения судебной деятельности, а также развития альтернативных и внесудебных форм разрешения споров, опираясь на Директиву ЕС от 21 мая 2008 г. “О некоторых аспектах медиации в гражданских и коммерческих спорах” <3>, руководствуясь положениями Европейского кодекса поведения медиаторов <4>, 27 июля 2010 г. в России был принят Федеральный закон “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” <5>, который вступил в силу с 1 января 2011 г. и обусловил внесение изменений и дополнений в отдельные законодательные акты <6>. Тем самым была сформирована правовая основа для развития относительно нового института – института медиации. В России принятие Закона о медиации стало необходимым условием интеграции Российского государства в Европейское сообщество и стимулирующим фактором для дальнейшего распространения медиации.
Нужна ли медиация в России? Это, пожалуй, один из тех вопросов, которые способны вызвать ожесточенную полемику с обменом совершенно противоположными мнениями – от жесткого “нет” до такого же уверенного “да”, во многом в зависимости от того, кому именно данный вопрос будет задан <7>.
На сегодняшний день медиация законодательно закреплена в юридическом пространстве лишь 13 стран, подписавших Директиву. Однако наличие или отсутствие национальных законов о медиации далеко не всегда является критерием оценки уровня имплементации медиации в том или ином государстве. К примеру, Голландия, являющаяся лидером в области внедрения медиации, не спешит “узаконивать” этот эффективный институт, рассматривая законодательное закрепление медиации как преждевременную меру, способную нанести вред столь динамично и эффективно развивающемуся институту. Голландия, где эта процедура широко применяется в самых разных областях, а медиативные навыки внедряются в практику работы государственных и муниципальных служащих, пока накапливает практический опыт. В ряде государств продолжается изучение собственного опыта, практики соседей и сложный процесс согласования законодательных инициатив <8>. Здесь уместно вспомнить известное латинское изречение (expedit reipublicae ut sit finis litium – окончание судебной тяжбы на пользу государству), подчеркивающее целесообразность скорейшего рассмотрения спора, в том числе путем применения альтернативных методов.
Нередко можно встретить высказывания о заимствовании российским законодателем данного механизма из правовых систем иных государств Европы и Америки, где медиация широко распространена. Вместе с тем данный институт не является новым для российского законодательства, а был известен на протяжении нескольких столетий.
Одним из первых отечественных нормативных актов, непосредственно регламентирующих деятельность посредников (медиаторов), является Именной указ “О выборе медиаторов для разбора дела третейским судом”, данный 11 ноября 1802 г. Санкт-Петербургскому военному коменданту графу Каменскому, согласно которому каждая сторона спорного правоотношения должна была для урегулирования конфликта выбрать медиатора или посредника <9>. Впоследствии процедура урегулирования спора с участием посредника (медиатора) была закреплена в нормах Высочайше утвержденного Положения о третейском суде от 15 апреля 1832 г. <10>.

Процедура урегулирования споров с участием посредника (медиатора) просуществовала до 1917 г. и впоследствии была исключена из отечественной правоприменительной практики. В XXI в. законодатель вернулся к данному механизму, распространенному и общепринятому в мировой практике.
Медиация в праве (от лат. mediare – посредничать) – одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны – медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения <11>.

Историкам хорошо известно, что издревле медиация применялась при разрешении международных, межэтнических и просто многосторонних споров. Называлось это по-разному: “посредничество”, “ходатайство”, “предложение добрых услуг”. Подобные методы разрешения споров все чаще использовались в тех случаях, когда переговоры заходили в тупик и для достижения успеха нужно было заставить спорящие стороны понять и принять точки зрения друг друга.
Богатый исторический опыт применения медиации убедил людей, что при разрешении серьезных разногласий взаимовыгодного и жизнеспособного решения проще добиться переговорами, нежели используя государственный механизм.
Отличительные черты процедуры медиации в России заключаются в следующих основополагающих моментах.
1. Медиация носит добровольный характер (т.е. отсутствуют законодательно закрепленные категории дел, по которым проведение примирительной процедуры является обязательным).
2. Процедура медиации реализуется на основании взаимного волеизъявления сторон, принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора (ст. 4 ФЗ).
3. Применяется к спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, экономических и иных связанных с предпринимательской деятельностью отношений (ч. 2 ст. 1 ФЗ), а в случаях, предусмотренных федеральным законом, и иного рода отношений (ч. 3 ст. 1 ФЗ).
4. Проводится на основании заключенного в письменной форме соглашения сторон о применении процедуры медиации до (медиативная оговорка) или после возникновения спора, до начала или во время рассмотрения спора в суде (п. 5 ст. 2 ФЗ). Если процедура медиации (на основании заключенного соглашения о проведении процедуры медиации (ст. 8 ФЗ)) проводится во время рассмотрения спора в суде, то судья по ходатайству сторон может отложить судебное разбирательство на срок, не превышающий шестидесяти дней (ч. 1 ст. 169 ГПК РФ; ч. 2, ч. 7 ст. 158 АПК РФ).
5. Процедура примирения проводится медиатором (независимым физическим лицом (лицами)), привлекаемым сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора (п. 3 ст. 2, ст. 9 ФЗ).
Требования к медиатору дифференцируются по статусу. Непрофессиональным медиатором можно стать по достижении возраста 18 лет, имея полную дееспособность, при отсутствии судимости и интереса к делу и при этом не являясь государственным или муниципальным служащим.
Профессиональный медиатор должен достигнуть возраста 25 лет, иметь высшее образование, пройти курсы профессиональной подготовки медиаторов и получить соответствующее свидетельство профессионального медиатора.
Примирение сторон после передачи спора на рассмотрение в суд могут осуществлять только медиаторы, осуществляющие свою деятельность на профессиональной основе и имеющие соответствующий статус (ст. 15 ФЗ).
6. Срок проведения процедуры медиации не должен превышать 60 дней, если спор передан на рассмотрение в суд; 180 дней, если медиация проводится до обращения в суд (ст. 13 ФЗ).
7. Медиативное соглашение является итоговым актом и завершает процедуру медиации, заключается в письменной форме и содержит согласованные сторонами обязательства, подлежит исполнению на принципах добровольности и добросовестности сторон (ст. 12 ФЗ). Медиативное соглашение, достигнутое сторонами после передачи спора на рассмотрение в суд, может быть положено в основу мирового соглашения, утверждение которого влечет прекращение производства по делу (абз. 5 ст. 220 ГПК РФ; ч. 2 ст. 150 АПК РФ).
На основании сказанного можно классифицировать процедуру посредничества (медиации) по следующим основным критериям.
По статусу медиатора: 1 – процедура, осуществляемая профессиональным медиатором; 2 – процедура, реализуемая непрофессиональным медиатором.
По времени реализации: 1 – до передачи спора на рассмотрение в суд; 2 – после передачи спора на рассмотрение в суд.
По субъекту: 1 – медиация, реализуемая физическим лицом (лицами); 2 – медиация, выполняемая юридическим лицом.
По форме оплаты: 1 – медиация, проводимая на платной основе (физические и юридические лица). В этом случае стороны оплачивают услуги медиатора в равных долях, если не договорились об ином (ч. 2 ст. 10 ФЗ); 2 – медиация, осуществляемая на бесплатной основе (физические лица) (на сегодняшний момент опыт применения данного механизма свидетельствует о бесплатном характере данных услуг с целью формирования клиентской базы, накопления опыта примирительных процедур и апробирования процедуры медиации в практической деятельности судов и субъектов гражданских правоотношений).
Если вести речь о достоинствах данной примирительной процедуры, то среди них можно выделить следующие: медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора, поскольку проводится в свободное и удобное для сторон время, в подходящем месте, что исключает длительность судебной тяжбы; при ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процедуры могут быть определены индивидуально (медиатор не придерживается жестких судебных процессуальных правил и процедур); медиатор ориентирован не столько на конфликт (выяснение, кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений и достижение компромисса.
Он больше психолог, чем судья или юрист; медиация позволяет участникам спора сохранить в будущем хорошие партнерские отношения (после развода, если затрагиваются интересы детей; в бизнесе при длительных деловых отношениях), так как направлена на поиск конструктивного решения, устраивающего клиентов и обоюдно приемлемого для обеих сторон; часто стороны предпочитают сохранить полную конфиденциальность, а судебные процессы, как правило, публичны.
В России уже начал формироваться опыт применения процедуры медиации. Медиация успешно используется в судах Омской, Екатеринбургской, Ленинградской областей и других регионов <12>. Одновременно с несомненными достоинствами медиации (комфортные условия, технология переговоров, лояльность посредника) можно выделить и ряд негативных моментов.

Во-первых, ограничение споров, в отношении которых применение медиации возможно только делами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых, экономических отношений, что автоматически исключает жилищные, земельные, административные, публично-правовые и другие виды конфликтов.
Во-вторых, наряду с закреплением принципа конфиденциальности процедуры проведения медиации и запретом медиатору без согласия сторон разглашать сведения, относящиеся к процедуре (ст. 5, 6 ФЗ), не предусмотрена ответственность и конкретные санкции к медиатору за раскрытие полученной информации.
Имеются лишь указания в ч. 5.1 ст. 56 АПК РФ, п. 1 ч. 3 ст. 69 ГПК РФ, что медиатор не может быть допрошен об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с осуществлением своих обязанностей. В данном случае пострадавшее лицо может лишь предъявить иск о причинении вреда распространением конфиденциальных сведений.
В-третьих, порядок исполнения медиативного соглашения связан с добросовестностью сторон и является добровольным, а само соглашение – гражданско-правовой сделкой, что исключает принудительность его исполнения и ответственность участников за неисполнение закрепленных обязательств, за исключением тех случаев, когда медиативное соглашение положено в основу мирового соглашения. Иначе говоря, это обычный гражданско-правовой договор, неисполнение которого расценивается как неисполнение обязательств по договору и требует обращения к принудительным механизмам (суду).
В-четвертых, на первый взгляд медиативная оговорка устанавливает обязанность сторон исчерпать процедуру медиации и только после этого дает возможность сторонам обратиться в суд. Однако закон одновременно с установлением в отношении процедуры медиации императивной (условной) подведомственности допускает возможность игнорирования процедуры медиации, в случае если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права (ст. 4 ФЗ). Такое условие автоматически нивелирует обязательную силу соглашения о проведении процедуры медиации.
Указанные недостатки процедуры медиации позволяют сформулировать предложения, способные повысить эффективность и усовершенствовать модель примирительных процедур в РФ.
1. На законодательном уровне закрепить категории дел, по которым исчерпание процедуры медиации является обязательным (например, споры о расторжении брака, разделе имущества супругов, иные семейные споры; о восстановлении на работе, признании перевода незаконным и др.).
2. Ввести ответственность и конкретные санкции в отношении медиаторов за разглашение информации, ставшей известной в ходе проведения процедуры медиации.
3. Придать медиативному соглашению силу не просто гражданско-правовой сделки, а силу итогового акта, подлежащего принудительному исполнению посредством закрепления в АПК РФ и ГПК РФ отдельного производства о признании и приведении в исполнение медиативного соглашения (по аналогии с производством по делам о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда (§ 2 гл. 30 АПК РФ; гл. 47 ГПК РФ)).
4. С целью стимуляции и мотивации сторон к использованию примирительной процедуры (медиации) после передачи спора на рассмотрение в суд решить на законодательном уровне вопрос об освобождении сторон от судебных расходов в связи с обращением и проведением процедуры медиации.
Реализация указанных мер позволит сторонам активнее при возникновении споров обращаться к альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) и способствовать более успешному продвижению медиации как в России, так и в практике иных государств Европейского союза.

Рехтина Ирина Владимировна,
доцент ФГБОУ ВПО “Алтайский государственный университет”,
кандидат юридических наук, г. Барнаул.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.