Пути формирования оптимального уровня эмпатии у будущих офицеров-психологов в период их обучения в вузе

By | 27.12.2017

Пути формирования оптимального уровня эмпатии у будущих офицеров-психологов в период их обучения в вузе

(Дементьев И.В., Гурьянов Ю.Н.)

(“Юридическая психология“, 2013, N 3)

Информация о публикации

Дементьев И.В., Гурьянов Ю.Н. Пути формирования оптимального уровня эмпатии у будущих офицеров-психологов в период их обучения в вузе // Юридическая психология. 2013.

N 3. С. 27 – 29.ОФИЦЕРОВ

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО УРОВНЯ ЭМПАТИИ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПЕРИОД ИХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ <*>

И.В. ДЕМЕНТЬЕВ, Ю.Н. ГУРЬЯНОВ

 


<*> Dement’ev I.V., Gur’yanov Yu.N. The ways that can help future officers psychologists to form the optimal empathy level during their high school training.

Дементьев Илья Владимирович, соискатель Современной гуманитарной академии.

Гурьянов Юрий Николаевич, ведущий научный сотрудник Института мировых цивилизаций, доктор психологических наук, профессор.

 

В статье представлены результаты исследования по формированию оптимального уровня эмпатии у будущих офицеров-психологов в период их обучения в вузе с использованием методов диагностики компонентного состава эмпатии, а также математических методов обработки данных. Математически доказано, что разработанная на основе теоретических положений и результатов исследования программа развития оптимального уровня эмпатии позволяет корректировать направленность личности, уровни эмоционального и социального интеллектов и рефлексии у будущих офицеров-психологов в процессе обучения в вузе.

Ключевые слова: эмпатия, формирующий эксперимент, программа развития оптимального уровня эмпатии, направленность личности, социальный и эмоциональный интеллект, рефлексия, математическая обработка данных.

The article presents the results of research that deals with the ways that can help future officers psychologists to form the optimal empathy level during their high school training, using methods of empathy component diagnosis, as well as the mathematical methods of data processing. It is proved mathematically that the program of development of the optimal empathy level created on the basis of theoretical assumptions and results of the study allows you to adjust the personal orientation, the emotional and social intelligence levels, and future officers psychologists reflection during their high school training.

Key words: empathy, formative experiment, the program of development of the optimal empathy level, personal orientation, social and emotional intelligence, reflection, mathematical data processing.

 

Результаты теоретического анализа многочисленных публикаций, диссертационных исследований, а также различных взглядов зарубежных и отечественных психологов на сущность и компонентный состав эмпатии позволяют понимать под эмпатией способность личности к постижению внутреннего эмоционального и физического состояния другого человека посредством точной оценки этого состояния, направленности личности и рефлексии.

Исходным предположением, которое проверялось в ходе эксперимента, было утверждение, что эмпатия как способность личности к постижению внутреннего состояния другого человека может быть существенно развита, если формирующая технология будет учитывать основные факторы, детерминирующие эту способность.

Исследование проводилось с марта по июль 2012 г. на базе 1, 3 и 5 курсов Голицынского пограничного института.

При проведении эксперимента были выбран экспериментальный план для 2 рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием (см. табл. 1).

 

Таблица 1

 

План для двух рандомизированных групп,

с предварительным и итоговым тестированием

 

  1. Экспериментальная группа

R О1 X О2

  1. Контрольная группа

R О3 X О4

 

Примечание: R – рандомизация,

О1, О3 – предварительное тестирование группы,

X – воздействие,

О2, О4 – тестирование после воздействия.

В качестве критериев оценки динамики развития эмпатии выступали значения ее структурных компонентов: рефлексия, точность оценки эмоционального и физического состояния (ТОЭиФС), направленность на взаимодействие и на задачу, фиксируемых с помощью методик: опросник “Ориентировочная анкета” В. Смекала и М. Кучера; опросник WLEIS Х. Вонга и К. Лоу, методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда (субтест “Группы экспрессии”, “Вербальная экспрессия”, “Истории с дополнением”) и опросник “Самоотношение” В. Столина и С. Пантелеева.

Теоретическая модель развития компонентного состава эмпатии представляет собой совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие эмпатии, средств диагностики, критериев развития эмпатии и совокупность развивающих технологий (комплексных программ).

Структура программы развития оптимального уровня эмпатии (далее – ПРЭ) представлена четырьмя блоками, содержащими комплексные и психогимнастические упражнения, дискуссии, ролевые игры, способствующие развитию конкретного компонента эмпатии. В ходе тренинга решались следующие задачи:

  1. Формирование и развитие направленности на взаимодействие и на задачу: продемонстрировать преимущества командной работы; усовершенствовать общение в команде; помочь освоить навыки обратной связи; усовершенствовать процессы принятия решений в команде; научить получать удовольствие от совместной работы.

  2. Развитие эмоционального интеллекта: научить распознавать и осознавать свои и чужие эмоции; научить выделять собственные успешные стратегии самомотивации; научить устанавливать и поддерживать позитивные межличностные коммуникации; помочь овладеть способами эффективного управления стрессом; научить диагностировать и преодолевать конфликты, возникающие во взаимоотношениях друг с другом; научить выявлять и осознавать возможные причины неэффективности в учебе, службе, потенциал каждого участника; помочь научиться управлять собой, чувствами, состояниями, внутренним диалогом.

  3. Развитие социального интеллекта: обучить умениям и навыкам установления контактов; научить этике делового взаимодействия; обучить методам прогнозирования реакции людей в заданных обстоятельствах; обучить методам для развития дальновидности во взаимодействии с сотрудниками; помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию; помочь участникам максимально развить организаторские способности; помочь участникам в анализе и выборе путей решения социальных проблем.

  4. Развитие рефлексии: совершенствовать навыки рефлексии в процессе проведения тренинга; формировать навыки быстрого реагирования при вступлении в контакты; формировать навыки самоанализа, самопонимания и самокритики; научить выявлять значимые личностные качества для совместной работы; углубить знания друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.ОФИЦЕРОВ

Целью применения данной программы являлось сплочение участников, создание благоприятного социально-психологического климата в группе, что способствует эффективной работе команды в реальных условиях и общему организационному развитию; обучение слушателей распознавать и осознавать свои и чужие эмоции, сформировать оптимальные стратегии самомотивации, научить устанавливать и поддерживать позитивные межличностные коммуникации; развитие и совершенствование социального интеллекта будущих офицеров-психологов, обучение этике делового взаимодействия, научить слушателей максимально развить свои организаторские способности.

Участниками выступили слушатели 1, 3 и 5 курсов психологического профиля (всего 180 человек, 60 человек с каждого курса). Занятия проводились 1 раз в неделю по 2 часа в течение 5 месяцев (16 занятий с марта по июль 2012 г.).

Методами исследования выступили наблюдение, опросник “Ориентировочная анкета” В. Смекала и М. Кучера; опросник WLEIS Х. Вонга и К. Лоу, методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда (субтест “Группы экспрессии”, “Вербальная экспрессия”, “Истории с дополнением”); опросник самоотношения В. Столина и С. Пантелеева; методика по определению уровней эмпатии В. Бойко; экспертный опрос, анализ документов, описательные статистики, критерий Колмагорова – Смирнова для одной выборки, W кр. Уилкоксона, U кр.

Манна – Уитни, критерий независимости x-квадрат, таблицы сопряженности.

Применение W критерия на 1 курсе для экспериментальной группы до и после воздействия дало следующие результаты. Для методик “Группы экспрессии”, “Вербальная экспрессия”, “Истории с дополнением”, “Эмоциональный интеллект”, а также для опросника “Самоотношение” имеются статистически достоверные различия в уровне исследуемого признака (при p <= 0,01, p <=0,05, p <= 0,01, p <= 0,05 и p <= 0,01 соответственно), что свидетельствует о большей выраженности исследуемого признака после воздействия.

На 3 курсе результаты, полученные с помощью методик “Группы экспрессии”, “Вербальная экспрессия”, “Истории с дополнением”, “Эмоциональный интеллект”, а также с помощью опросника “Самоотношение”, статистически достоверно различаются на уровне значимости p <= 0,01, p <= 0,05, p <= 0,05, p <= 0,01 и p <= 0,05 соответственно.

Данные, полученные на 5 курсе, свидетельствуют о том, что, так же как на 1 и 3 курсах, по результатам применения ПРЭ, интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении по методикам “Группы экспрессии”, “Вербальная экспрессия”, “Истории с дополнением”, “Эмоциональный интеллект”, а также по опроснику “Самоотношение” (при p <= 0,01, p <= 0,05, p <= 0,05, p <= 0,01 и p <= 0,05 соответственно).

 

На 1, 3 и 5 курсах сравнение частот исследуемого признака в

экспериментальной группе до и после воздействия показало статистически

достоверные различия между ячейками направленность на взаимодействие и на

задачу, до и после воздействия, на уровне значимости p <= 0,05, p <= 0,05 и

p <= 0,05 соответственно. Это подтверждается относительно большим значением

2 2 2

критерия x (10,205), x (8,382) и x (9,012), при p <= 0,05, p <= 0,05 и p

<= 0,05 соответственно.

 

Выводы.

Результаты анализа полученных данных в ходе эксперимента свидетельствуют о наличии естественной динамики развития компонентов эмпатии от 1 к 5 курсу. Вместе с этим сравнительный анализ средних значений методики до и после воздействия показал сдвиги в уровне исследуемого признака у слушателей 1, 3 и 5 курсов.

Применение W критерия Уилкоксона, таблиц сопряженности, а также критерия независимости x-квадрат на 1, 3 и 5 курсах позволило математически подтвердить действенность ПРЭ. Результаты применения ПРЭ показывают, что уровень таких компонентов эмпатии, как точность оценки эмоционального и физического состояния и рефлексии, в представленных методиках стал выше, чем этот же уровень до применения ПРЭ.

Также полученные с помощью математической обработки результаты свидетельствуют о том, что воздействие ПРЭ в группах позволяет скорректировать слушателей с направленности на себя на направленность на взаимодействие и на задачу.

 

Литература

 

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.: Ось-89, 2001.

  2. Горбатова Е.А. Теория и практика психологического тренинга: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2008.

  3. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.

  4. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина.

СПб., 1994.

  1. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М.: Творческая педагогика, 1993.

  2. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс-Универс, 1993.

  3. Шевцова И. Тренинг личностного роста. СПб.: Речь, 2003.

  4. 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов / Под ред. В.А. Чикер.

М.: Речь, 2008.

 

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.