Организационно-правовые основы работы психолога в таможенных органах

By | 08.01.2018

(Савосина Н.Г.)

(“Таможенное дело”, 2010, N 2)

Информация о публикации

Савосина Н.Г. Организационно-правовые основы работы психолога в таможенных органах // Таможенное дело. 2010.

N 2. С. 13 – 16.

таможенных

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

Н.Г. САВОСИНА

Савосина Н.Г., доцент, кандидат юридических наук.

В настоящее время повышение эффективности таможенной деятельности во многом определяется организацией работы с кадровым составом, способным успешно решать возложенные на него служебные функции.

Политическая и экономическая нестабильность последних лет в России негативно сказалась на морально-психологическом состоянии различных категорий служащих (в том числе должностных лиц и работников таможенных органов). Как показывает практика работы государственных органов, государственные служащие не всегда самостоятельно умеют адаптироваться к перегрузкам и профессиональному риску, не обладают достаточными навыками действий в экстремальных условиях, не владеют оптимальными приемами выхода из стрессовых ситуаций. Причинами этого являются: физические, психологические и моральные перегрузки на службе, отсутствие необходимой специальной профессионально-психологической подготовки. Помочь устранить перечисленные проблемы могла бы активная работа психологов.

В качестве объекта для психолога выступают различные элементы и подструктуры нашего общества и государства. Это отрасли хозяйства, экономики, а также государственные институты. Указанные отрасли обладают своей спецификой, и поэтому возникают проблемы относительно того, как должна быть организована работа психолога (относительно структуры и специфики отрасли).

Деятельность государственных органов имеет особый характер, что, безусловно, формирует особый статус психолога.

Активное привлечение специалистов-психологов к решению конкретных задач, возложенных на государственные органы, осуществляется с 90-х годов, хотя первые должности практических психологов в правоохранительных органах были введены еще в 1974 г., в уголовно-исполнительной системе (в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних) <1>. На сегодняшний момент можно говорить о функционировании в государственных (правоохранительных) органах не только отдельно взятых психологов, но и психологической службы, представляющей собой централизованно управляемую систему специализированных структурных подразделений и должностей специалистов, осуществляющих работу по психологическому обеспечению деятельности конкретных государственных органов. Психологические службы существуют в системе ФТС РФ, МВД России, Вооруженных Силах РФ, в Федеральной службе безопасности и др.

——————————–

<1> См.: Дебольский М.Г. Становление и развитие психологической службы в уголовно-исполнительной системе // Человек: преступление и наказание. 1994.

N 3 – 4; Ковтун В.П. Психологическая служба УИС: проблемы становления // Преступление и наказание. 1996. N 3.

Вопросам организации деятельности практического психолога и психологической службы в различных организациях и ведомствах посвящены научные исследования различных авторов <2>.

——————————–

<2> См.: Дебольский М.Г. Психологическая служба в уголовно-исполнительной системе // Преступление и наказание. 1985. N 4, 5; Панкратов А.В. Акмеологические факторы продуктивной профессиональной деятельности сотрудников таможенной службы: Автореф. дис. … канд. психол. наук; Забродин Ю.М.

Проблемы разработки практической психологии (о научных основах психологической службы) // Психол. журн. 1980. Т. 1. N 2; Красило А.И., Новгородцева А.П.

Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. М., 1995; Рабочая книга войскового психолога: модель, алгоритм, технология эффективной профессиональной деятельности / Под общ. ред. Л.Н. Уварова, В.Г. Михайловского.

М.: МО РФ, 1995; Введение в профессию: Учеб.-метод. пособие для войсковых психологов и социологов. М., 1992; Мокрецов А.И., Козюля В.Г. Психологическая служба пенитенциарных учреждений: опыт становления и перспективы развития // Проблемы совершенствования деятельности психологической службы в ИТУ: Сб. статей / Под ред.

А.В. Пищелко. Домодедово, 1996.

В системе таможенных органов психологическая служба была создана в 1995 г. Правовую основу деятельности психологической службы таможенных органов составляют: Конституция РФ, Таможенный кодекс РФ, а также ряд федеральных законов: от 27 июля 2004 г. N 79 “О государственной гражданской службе РФ”, от 21 июля 1997 г. N 114 “О службе в таможенных органах Российской Федерации” и др. В настоящее время вопросы организации и обеспечения деятельности психологов в таможенных органах решаются в соответствии с нормативными актами ФТС России (ГТК РФ), например Приказом ГТК России от 14 декабря 2000 г. N 1164 “Об утверждении нормативных документов психологической службы таможенных органов РФ”, Приказом ГТК России от 14 декабря 2000 г. N 1166 “Об утверждении Положения о психологической информации”, Приказом ФТС России от 18 января 2008 г. N 27 “Об утверждении Положения о консультативно-методическом совете по вопросам психологической работы и совершенствования деятельности психологической службы таможенных органов Российской Федерации” и др.

Вопросам организации деятельности практического психолога в таможенных органах посвящены различные методические рекомендации и указания, например Методические рекомендации от 26 декабря 2005 г. N 10-92/46088 по проведению профессионально-психологического отбора, Методические рекомендации ФТС России от 12 ноября 2008 г. N 10-113/47233 “Определение факторов “группы риска” при проведении профессионально-психологического отбора кандидатов, поступающих на службу в таможенные органы”, Методические указания от 1 августа 2005 г. N 1092/26065 “Психологическое обследование руководителей и кандидатов на руководящие должности в таможенных органах” и др.таможенных

Психологическая служба таможенных органов предназначена для повышения эффективности деятельности таможенных органов на основе современных представлений психологической науки о закономерностях функционирования психики человека и социально-психологических процессов в коллективах.

Перед психологической службой в таможенных органах стоят следующие задачи: психологическое обеспечение кадровой политики и работы в таможенных органах; психологическое сопровождение профессиональной деятельности, психологическая подготовка, оказание психологической помощи должностных лиц и работников таможенных органов; психологическая работа по оптимизации социально-психологических процессов в коллективах.

В соответствии с этими задачами психологическая служба осуществляет два направления деятельности, психологическое обеспечение работы с должностными лицами и работниками таможенных органов, кандидатами на службу и психологическое обеспечение служебных задач.

Первое направление предполагает: профессиональную ориентацию и психологический отбор кадров; оказание психологической помощи в расстановке и профессиональной адаптации молодых сотрудников; повышение психологической компетентности и развитие личности сотрудников; диагностику морально-психологического климата в коллективе и профилактику деструктивных явлений; проведение подготовки и обучения должностных лиц методам и приемам взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности; психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение и участие в аттестации сотрудников; психологическое консультирование сотрудников и членов их семей.

Второе направление включает: изучение социально-психологических явлений в регионе; психологическое консультирование сотрудников при решении текущих оперативно-служебных задач; осуществление индивидуально-профилактической работы и др.

Реализация данных направлений деятельности осуществляется через следующие функции: профессионально-психологический отбор кандидатов на службу; участие в процессах расстановки, аттестации, ротации кадров, прогнозирование профессионального роста и служебного продвижения должностных лиц и работников таможенных органов; оказание помощи должностным лицам и работникам таможенных органов в адаптации к службе (работе) в таможенных органах; психологическая работа с резервом кадров для выдвижения на руководящие должности, в том числе номенклатуры вышестоящих таможенных органов; психологическое обеспечение управленческой деятельности должностных лиц таможенных органов; изучение, анализ и прогнозирование социально-психологических процессов в коллективах, выработка предложений и рекомендаций руководству для их оптимизации; психологическая профилактика должностных преступлений, происшествий и нарушений служебной (трудовой) дисциплины; психолого-педагогическое обучение должностных лиц и работников таможенных органов и руководителей таможенных органов, обучение их специальным психологическим знаниям, приемам саморегуляции психического состояния, повышение общей психологической культуры; обучение должностных лиц и работников таможенных органов приемам и методам взаимодействия с участниками ВЭД и способам защиты при психологическом давлении; психологическое консультирование должностных лиц и работников таможенных органов; психокоррекционная работа с должностными лицами и работниками таможенных органов.

Одним из условий успешного функционирования психологической службы является научно обоснованное проектирование ее организационной структуры. Организационная структура задает целостность психологической службы, ее место в конкретной организации или ведомстве.

При проектировании и формировании организационной структуры необходимо решить по крайней мере три задачи: утвердить штаты психологов; определить статус службы (самостоятельное подразделение или в составе другого подразделения); распределить функции и полномочия на различных уровнях управленческой иерархии.

Психологическая служба начинает комплектоваться в органах и подразделениях, осуществляющих непосредственный контакт с гражданами, т.е. на уровне таможен и таможенных постов.

Штаты любой службы, в том числе психологической, определяют исходя из объема предполагаемой работы и существующих нормативов. С учетом экономических трудностей в обществе введение одной-двух единиц должностей психолога в организациях численностью менее 500 человек можно рассматривать как определенный прогресс в развитии психологической службы.таможенных

Если в организации всего один-два психолога, они, как правило, входят в состав какого-либо функционального подразделения. Решая с научных и практических позиций вопрос о том, в какое подразделение включать психолога, разумно исходить из принципа функциональной совместимости: психологи должны входить в штаты той службы, функции которой больше всего соответствуют функциям психологов. Когда основное направление их деятельности – психологическое обеспечение работы с кадрами, то, естественно, их включают в состав отдела кадров или по работе с личным составом, как, например, это делается в таможне.

На региональном уровне управления в таможенных органах создается подразделение по руководству “психологами низового уровня”. Руководитель группы выполняет функции руководителя.

На такую группу возлагаются следующие функции:

– подбор психологов для нижестоящего уровня системы управления и оказание научно-методической помощи в их становлении;

– текущий контроль за состоянием работы психологов в подведомственных подразделениях;

– обобщение положительного опыта лучших психологов и его распространение;

– организация для психологов постоянно действующих семинаров, круглых столов и др.;

– подведение итогов работы региональной психологической службы и направление отчетов (в соответствии с плановыми показателями) в вышестоящий по управленческой иерархии орган.

Эффективность функционирования психологической службы возрастает, повышается ее целостность, если на федеральном уровне также создается психологическое подразделение, а ее руководитель одновременно назначается “главным” психологом.

На психологические подразделения федерального уровня целесообразно возлагать следующие функции:

– стратегическое руководство всеми подразделениями государственного органа, выполняющими психологическую работу, и координацию их деятельности;

– разработку концепций дальнейшего развития психологической службы в масштабах ведомства (научно обоснованных);

– подготовку нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность психологической службы на всех уровнях;

– ежегодный сбор и анализ информации о деятельности психологической службы;

– организацию централизованной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов-психологов;

– обобщение и распространение положительного опыта (как отечественного, так и зарубежного);

– централизованное обеспечение психологической службы современными пособиями, методиками (психодиагностическими и психокоррекционными), а также издание специальных журналов, бюллетеней.

Таким образом, организационная структура психологической службы государственного органа должна носить иерархический характер с оптимальным сочетанием централизации и децентрализации властных полномочий и ответственности.

Организацию психологического обеспечения деятельности таможенных органов осуществляет Управление государственной службы и кадров Федеральной таможенной службы. Одной из функций Управления является организация работы психологов таможенных органов.

При ФТС РФ функционирует Консультативно-методический совет по вопросам психологической работы и совершенствования деятельности психологической службы таможенных органов Российской Федерации.

Для проведения психологической работы в РТУ и подчиненных РТУ таможенных органах создаются подразделение психологической работы РТУ. В таможне организуется работа отдела психологической работы таможни, в случае нецелесообразности создания отдела может быть создана функциональная группа (отдельная должность), непосредственно подчиненная заместителю начальника таможни по работе с кадрами или начальнику отдела кадров.

Непосредственную ответственность за организацию работы психологической службы несут: в ФТС России – начальник управления кадров ФТС; в таможенном органе – начальник подразделения психологической службы (психолог) таможенного органа.

В соответствии с Типовой должностной инструкцией психолога таможенного органа (Приказ ГТК России от 14 декабря 2000 г. N 1164) на должности психологов принимаются специалисты с высшим базовым психологическим образованием, а также специалисты с высшим образованием, прошедшие специальную переподготовку в области практической психологии на факультетах и курсах переподготовки, подтвержденную документом государственного образца, с опытом практической работы.

Психолог таможенного органа вправе: проводить индивидуально-психологические и социально-психологические исследования в таможенном органе; вносить предложения руководству о совершенствовании структуры и работы подразделения психологической службы таможенного органа; запрашивать у должностных лиц необходимую документацию и информацию; получать материалы личных дел должностных лиц и работников таможенных органов и знакомиться с ними согласно установленному порядку (с оформлением соответствующего допуска); участвовать в научно-практических семинарах и конференциях, посвященных психологическим проблемам; обращаться к руководству таможенного органа по вопросам материально-технического обеспечения; прекращать работу с лицами, отказавшимися участвовать в психологическом обследовании; проходить стажировки, обучаться на курсах по практической психологии и др.

Психолог обязан: осуществлять организационно-методическое и информационное обеспечение и функциональное руководство деятельностью психологов таможен и таможенных постов; проводить профессионально-психологический отбор кандидатов на службу (работу) в таможенные органы; осуществлять постоянное психологическое наблюдение за должностными лицами и работниками таможенных органов (регулярное повторное тестирование, анализ поведенческих факторов), включенными в “группу риска”; участвовать в работе аттестационной комиссии; проводить психологический анализ резерва для выдвижения на руководящие должности; участвовать в разработке рекомендаций по расстановке кадров в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями и профессиональными качествами должностных лиц и работников таможенных органов; проводить социально-психологические и социологические исследования; проводить работу по психологической профилактике должностных преступлений, происшествий и нарушений служебной (трудовой) дисциплины; обучать должностных лиц и работников таможенного органа приемам и методам взаимодействия с участниками ВЭД и способам защиты при психологическом давлении; проводить психологическое консультирование должностных лиц и работников таможенного органа; представлять начальнику таможенного органа психологическую информацию и вносить предложения, рекомендации об оптимизации социально-психологических процессов в таможенных коллективах; своевременно готовить и представлять в вышестоящие таможенные органы отчетные материалы и др.

Психолог несет ответственность за: организацию психологической работы в таможенном органе; правильное применение психологических методик; объективность данных им психологических заключений, предложений, выводов и рекомендаций; соблюдение профессиональной этики.

Нормативно предусмотрены также основные формы и способы психологической работы: психодиагностика, анкетирование; индивидуальная консультация; психологическое сопровождение таможенной деятельности и др.таможенных

Профессиональные стандарты, требования к психологу основываются на так называемом кодексе этики и профессиональных умений, который должен служить в качестве руководства в каждодневном поведении психолога, на фундаментальных общечеловеческих ценностях и учитывают достоинство и уникальность каждой личности, ее права и возможности.

Таким документом в организации деятельности практического психолога является утвержденный Приказом ГТК России от 14 декабря 2000 г. N 1164 Этический кодекс психолога таможенного органа.

Основным назначением Кодекса является: закрепление системы основополагающих этических норм и общих правил поведения; осознание руководителями подразделений, в которых работают психологи, профессиональных этических и нравственных обязательств данных специалистов; создание основ для правильной оценки роли психолога в таможенных органах.

Согласно положениям Кодекса можно выделить следующие принципы сферы деятельности психолога: принцип уважения личности – психолог должен уважать права и достоинство должностного лица и работника таможенного органа и кандидата, поступающего на службу (работу) в таможенные органы; принцип профессиональной компетентности, который означает использование психологом приобретенных знаний и умений, обеспечивающих качественное выполнение его обязанностей; принцип конфиденциальности означает, что материал, полученный психологом во время обследования, не подлежит сознательному или случайному разглашению; принцип ответственности означает, что деятельность психолога должна соответствовать его профессиональной компетентности; деятельность психолога основывается на принципе профессиональной независимости от служебной соподчиненности и личных убеждений.

Данные принципы и другие нормы определяют систему регламентации деятельности психолога таможенного органа.

Следует отметить, что психологическая служба таможенных органов находится в процессе развития. В Федеральной таможенной службе России разработан план развития психологической службы таможенных органов Российской Федерации на 2009 – 2021 гг.

Сегодня основными направлениями совершенствования организации деятельности психолога и психологической службы следует считать: развитие нормативно-правовой базы (введение Положения о практическом психологе таможни, в котором бы комплексно регламентировались такие аспекты, как организация, содержание, формы и методы работы психолога; информационное обеспечение деятельности, научно-методическое, материально-техническое обеспечение, обеспечение возможности повышения квалификации, создание новых организационных форм подготовки психологов и обмена опытом, как российским, так и зарубежным); целенаправленная организация собственной деятельности психологом (реализация модели деятельности практического психолога в его работе); постоянное профессиональное развитие психолога (реализация собственного потенциала на основе построения индивидуальной программы развития, выделение критериев уровня профессионального роста), а также качественно организованная деятельность психолога. Все это позволит совершенствовать работу с персоналом таможенных органов, сохранить кадровый потенциал, снять психологическую напряженность и обеспечить здоровый социально-психологический климат в таможенных коллективах. Это особенно важно в связи с реализацией положений Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации, являющейся составной частью Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.