Коммуникационные барьеры которые мешают нам общаться

Коммуникационные барьеры, что это? Какие барьеры бывают? Для удобства обсуждения мы можем классифицировать барьеры для общения в следующих четырех категориях:

  1. Организационные барьеры
  2. Индивидуальные барьеры
  3. Семантический барьер
  4. Другие коммуникационные барьеры

Прежде чем перейдем к сути, дадим определение коммуникационному барьеру.

Коммуникационные барьеры – это совокупность факторов, как внешних так и внутренних, которые мешают эффективной коммуникации или вообще блокируют её, проще говоря это все, что мешает нам нормально общаться друг с другом.

Теперь рассмотрим каждый тип более подробно.

Организационные барьеры

Организационные барьеры внутри организации могут быть следующих типов:

  1. Отрицательный организационный климат. Основным аспектом организационного климата, который выступает в качестве коммуникационного барьера, является негативное отношение высшего руководства.Отрицательное отношение высшего руководства препятствует коммуникационной инициативе сотрудников.
  2. Отсутствие коммуникационной политики. Хорошо продуманная коммуникационная политика поощряет общение в организации.В отсутствие такой политики сотрудники не решаются общаться.
  3. Чрезмерные уровни полномочий. Чрезмерные уровни полномочий действуют как серьезное препятствие для успешной коммуникации.В случае чрезмерного ограничения полномочий также препятствует успешной коммуникации. В случае чрезмерных уровней полномочий, информация проходящая через несколько иерархических уровней, конечно, достигает своего конечного адресата, но в результате информация может быть частично искажена или потеряна. Чрезмерные уровни полномочий также задерживают связь.
  4. Фильтрация. Фильтрация подразумевает умышленное искажение информации.Эта проблема обычно возникает при восходящей коммуникации. При восходящей коммуникации сотрудники, как правило, передают только те сообщения, которые создают положительное впечатление о них.

Индивидуальные барьеры

Барьеры, созданные отправителем и получателем, известны как индивидуальные барьеры. 

К таким барьерам относятся следующие:

  1. Различия в личности. Личность – это набор атрибутов, которые определяют человека.У каждого человека своя отличная от других личность имеющая свой характер. Этот индивидуальный характер личности является препятствием для общения.
  2. Перцептивные различия. Восприятие – это уникальный способ, с помощью которого люди реагируют или интерпретируют объект.Разница в восприятии – очень распространенная проблема в эффективной коммуникации. То есть на одну и туже ситуацию люди могут реагировать по разному.
  3. Страх. Страх перед репрессиями или нападениями, страх перед критикой за незнание и т.д. Страх это базовая эмоция каждого человека. Страх может создавать проблемы в общении.
  4. Стереотипирование. Стереотипирование обобщает информацию о классе людей или событиях, которые широко распространены в данной культуре.В случае стереотипов люди развивают коммуникационные высказывания и мысли о других. Эта ориентация раскрывается в таких заявлениях и мыслях. Например, «Все продавцы подержанных автомобилей обманщики» или «Все банки обещающие большую прибыль – лжецы». Такие всеохватывающие восприятия не только редко верны, но также блокируют умственную деятельность, необходимую для успешного общения.
  5. Эффект ореола. Эффект ореола – это тенденция использовать общее впечатление, основанное на одной или нескольких характеристиках, для оценки других характеристик того же самого человека. Например, если идентифицировать одну черту сотрудника, например отличную запись о посещаемости, и связать ее с производительностью и качеством работы сотрудника, в итоге если человек качественно выполняет работу, то значит, он её никогда не прогуливает.
  6. Невнимательность. Иногда связь не достигается из-за невнимательности того кто принимает информацию.Такое невнимание может быть вызвано занятостью, отсутствием интереса к предмету разговора и т.д.

Семантические коммуникационные барьеры

Общим препятствием для эффективной коммуникации является семантическое искажение, которое может быть преднамеренным или случайным. Семантическая проблема возникает, когда слова и символы имеют разные значения для разных людей, которые приводят к недоразумениям. Например, в рекламе говорится: «Мы продаем за меньшее». Это неоднозначно и поднимает вопрос: меньше чем, что? В другом случае, мужчина может сказать своей коллеге женского пола: «Отойдите в сторону». Женщина может понять смысл этой фразы по своему: «Он назвал меня толстой!» Семантический барьер представляет собой сложную задачу, когда люди из разных культур общаются друг с другом.

Другие коммуникационные барьеры

Следующие факторы также выступают в качестве барьера для эффективной коммуникации:

  1. Информационная перегрузка. Информационная перегрузка также может быть проблемой эффективной коммуникации.Информационная перегрузка – это ситуация, когда человеку дают слишком много информации за раз, в следствии чего человек может потерять нить разговора.
  2. Неверное выражение. Неверное выражение сообщения не может передать точное значение получателю.Это происходит из-за отсутствия ясности, использования неопределенных терминов, плохо выраженной информации, неправильной организации идей и т.д.
  3. Различия в статусе. Проблема связи может возникнуть, при различии в статусе человека, например между владельцем бизнеса, и простым подчиненным. Проблемы и интересы подчиненных не всегда заботят руководителей. В результате одни не могут наладить связь с другими, так как другие не хотят слышать.
  4. Отрицательное отношение к изменениям. Некоторые люди всегда сопротивляются любым изменениям в их привычной жизни.Они думают, что старые вещи лучше, чем новые, и поэтому боятся изменений. Поэтому они создают проблемы в общении путем невнимания, ложной интерпретации, слуха, сопротивления и отсутствия сотрудничества.
  5. Шум. Факторы окружающей среды также могут нарушить эффективную связь.Одним из таких факторов является шум. Например, при устном сообщении шум может помещать информации достигнуть адресата. К примеру, на фабриках громкий шум машин затрудняет устное общение.

В заключении хотелось бы пожелать:

«Больше общайтесь, налаживайте коммуникационные связи, разрушайте барьеры которые препятствуют общению».

Игорь Фомичев, клинический психолог,

эксперт в «Центр специальных исследований и экспертиз».

т. 8-925-855-13-75

Author: Игорь Фомичев

Высшее психологическое образование по специальности клинический психолог. Совладелец сервисного центра Rem Vend. Веб-разработчик и СЕО специалист. Практикующий психолог по специализации страхи и фобии. Профессиональные интересы - маркетинг и личностное развитие.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.