Тактические и процессуальные особенности участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей на предварительном следствии

By | 29.12.2017

Тактические и процессуальные особенности участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей на предварительном следствии

(Курмаева Н.А.)

(“Вопросы ювенальной юстиции”, 2011, N 1)

Информация о публикации

Курмаева Н.А. Тактические и процессуальные особенности участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей на предварительном следствии // Вопросы ювенальной юстиции. 2011.

ОСОБЕННОСТИ

 

ТАКТИЧЕСКИЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ

СПЕЦИАЛИСТА-ПСИХОЛОГА В ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СЛЕДСТВИИ

Н.А. КУРМАЕВА

 

Курмаева Н.А., старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Мордовского гуманитарного института.

 

Порядок производства допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей регулируется ст. 191 УПК РФ, в соответствии с которой допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога.

В отличие от ст. 425 УПК РФ ст. 191 УПК РФ не содержит положения об участии психолога.

Для обеспечения правильного воздействия на формирующуюся личность детей и подростков участие психолога, альтернативно педагогу, должно иметь место не только в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, но и малолетних и несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.

Несовершеннолетний потерпевший или свидетель, так же как и несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый, нуждается в помощи специалиста-психолога, поскольку допрос может травмировать психику ребенка, ставшего жертвой или очевидцем преступления. Об этом свидетельствует следующий пример из судебной практики. Так, в материалах уголовного дела, возбужденного по факту совершения преступления, предусмотренного п. “г” ч. 2 ст.

161 УК РФ в отношении несовершеннолетней потерпевшей М., имеющей диагноз “Последствия органического поражения головного мозга с эмоционально-волевыми нарушениями”, содержится ксерокопия из амбулаторной карты, которая свидетельствует об ухудшении здоровья М. в связи с перенесенной ей нервно-травмирующей ситуацией после совершения в отношении ее преступления, а также после допросов следователем, где она испытывает нервно-эмоциональные перегрузки, которые ей противопоказаны по состоянию здоровья <1>.


<1> См.: уголовное дело N 1-75/08 // Архив Пролетарского районного суда г. Саранска. 2008.

 

Учитывая психологические особенности малолетних и несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, их допрос необходимо проводить с обязательным участием психолога. Дети нередко искажают обстоятельства произошедшего в связи с недостаточным развитием восприятия, особенностями памяти, ограниченным словарным запасом. Они путают форму, размеры предметов, названия цветов, неправильно называют время и место события.

При описании обстановки акцентируют внимание на несущественных деталях, преимущественно ярких, привлекательных для них. В связи с этим существенную помощь следователю в организации и проведении допроса может оказать психолог.

Психолог также может определить способность несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля правильно ориентироваться во времени, дать оценку его психическому состоянию в момент восприятия преступного события, подсказать тактику проведения допроса, сгладить возможное состояние скованности, настороженности, недоверия допрашиваемого, преодолеть стыдливость и стеснение несовершеннолетней, потерпевшей от полового посягательства.

Поэтому предлагается расширить круг лиц, в допросе которых возможно, а в некоторых случаях обязательно участие психолога, включив в него малолетних и несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.

С учетом изложенного предлагаем ч. 1 ст. 191 УПК РФ изложить в следующей редакции: “Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием психолога или педагога. В допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, находящихся в особых эмоциональных состояниях или имеющих психические либо физические недостатки, обязательно участие психолога”.

Следует обратить внимание на то, что уголовно-процессуальный закон не устанавливает возраста, начиная с которого несовершеннолетних можно допрашивать в качестве потерпевших и свидетелей, что порождает различные суждения об этом многих авторов.

В.Г. Власенко считает, что “с учетом акселерации минимальным возрастом для несовершеннолетних, когда они могут быть допрошены, является 1 год 7 месяцев. Этот возраст характерен тем, что наступает окончание переходного периода в становлении речи, ребенок овладевает значениями слов” <2>. М.М.

Мамайчук утверждает: “Самый ранний возраст детей, участвующих в судебно-следственных действиях, 2 года” <3>. По мнению Е.И. Цымбала, “значимые для дела показания могут быть получены у здоровых детей старше 3 лет и детей с дебильностью средней тяжести старше 5 – 6 лет.

Однако для этого необходимо создание специальных условий при проведении допроса и привлечение психологов, имеющих необходимую подготовку” <4>. Е.В. Кушпель также считает: “При правильной организации и проведении следственных действий с участием малолетних от них можно получить вполне надежную информацию, обеспечивающую успех расследования. В ряде случаев даже дети 3 – 4 лет дают достаточно верные, детализированные показания, уверенно опознают” <5>.

По утверждению Н.И. Порубова, несовершеннолетний может быть допрошен в качестве свидетеля или потерпевшего независимо от возраста, если предмет допроса ему по возрасту доступен и ребенок не является умственно отсталым <6>.


<2> Власенко В.Г. Психологические особенности допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы. Вопросы техники, тактики и методики расследования.

Саратов, 1982. Вып. 4. С. 61.

<3> Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике: Учеб. пособие. СПб., 2002.

С. 136.

<4> Цымбал Е.И. Проблемы правового регулирования использования психологических познаний при проведении следственных действий с участием несовершеннолетних // Психолого-криминалистические проблемы раскрытия преступлений. Тезисы научно-практической конференции. М., 2002.

С. 26.

<5> Кушпель Е.В. Расследование преступлений против семьи и несовершеннолетних: Учеб. пособие. Волгоград, 2001.

С. 77.

<6> См.: Криминалистика / Под ред. Р.С. Белкина, Г.Г. Зуйкова. М., 1968.

С. 413.

 

На наш взгляд, наиболее верным является суждение А.А. Закатова о том, что несовершеннолетнего дошкольного возраста следует допрашивать в качестве свидетеля или потерпевшего, “если уровень его умственного развития, по мнению специалиста-психолога, позволяет воспринять, запомнить и сообщить следователю или суду определенные фактические данные, необходимые для расследования” <7>.


<7> Закатов А.А. Психологические особенности тактики производства следственных действий с участием несовершеннолетних: Учеб. пособие. Волгоград, 1979. С. 6.

 

Законодателем не решен вопрос о том, кто может быть приглашен в качестве психолога или педагога. Применительно к участию психолога в допросе несовершеннолетнего необходимо, чтобы соответствующее лицо обладало специальными знаниями и профессиональными практическими навыками работы с той возрастной группой, к которой принадлежит допрашиваемый.

При допросе психически здоровых несовершеннолетних это может быть специалист в области педагогической или возрастной психологии. Если же допрашиваемый обнаруживает признаки отставания в психическом развитии или страдает сенсорными недостатками, в качестве специалиста следует приглашать медицинского психолога, сурдопсихолога или тифлопсихолога.

Такой психолог способен грамотно подготовить подростка к предстоящей процедуре допроса, которая, безусловно, является малоприятной, а иногда и травмирующей его еще не сформировавшуюся психику, сконцентрировать внимание на событиях, о которых будут расспрашивать.

В УПК РФ также не закреплены критерии, которыми следует руководствоваться при выборе конкретного специалиста-психолога или специалиста-педагога для участия в допросе несовершеннолетнего. На наш взгляд, при выборе конкретного специалиста-психолога для участия в допросе несовершеннолетнего необходимо учитывать личность и психическое состояние допрашиваемого, его отношение к приглашаемому специалисту. Нужно исходить из того, что одних допрашиваемых смущает присутствие знакомых психологов и педагогов, другие, напротив, легко вступают в контакт с ними.

При расследовании половых преступлений участие знакомого несовершеннолетнему психолога может оказаться нецелесообразным.

В допросе несовершеннолетнего свидетеля и особенно потерпевшего по делам, связанным с половыми преступлениями, следователь должен принять меры к тому, чтобы психолог был того же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, не только может отрицательно сказаться на полноте показаний, но и причинить моральную травму допрашиваемым.

Поэтому решение о том, в присутствии какого психолога (знакомого или незнакомого, мужчины или женщины) несовершеннолетнему лучше давать показания, может быть принято лицом, производящим расследование, сугубо индивидуально с учетом вышеназванных рекомендаций.

При повторном допросе желательно обеспечить участие того же психолога, который принимал участие в первом допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

Следует заметить, что участие психолога в допросе несовершеннолетних имеет некоторые отличительные особенности, определяемые их процессуальным положением. Поэтому для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего и свидетеля должны привлекаться совершенно разные специалисты, на что не обращается внимания на практике. Например, по уголовному делу, возбужденному Рузаевской межрайонной прокуратурой, при проведении допросов несовершеннолетних обвиняемых А. и С., а также несовершеннолетней свидетельницы С. участвовал старший психолог Рузаевского РОВД <8>.

Считаем, что участие одного и того же специалиста-психолога в отношении лиц, имеющих различный процессуальный статус, является нежелательным.


<8> См.: уголовное дело N 2-13/03 // Архив Верховного Суда РМ. 2003.

 

Привлекаемого к участию в допросе психолога необходимо ознакомить с обстоятельствами дела, имеющими значение для допроса, выяснить его компетенцию и взаимоотношения с допрашиваемым, а также возможные причины, препятствующие участию в указанном следственном действии. До начала допроса психологу следует предоставить возможность побеседовать с ребенком в присутствии следователя с целью определения психологических особенностей ребенка и установления с ним психологического контакта.

В научной литературе высказываются различные мнения по вопросу выбора времени допроса несовершеннолетних. Известно, что чем больший срок отделяет момент восприятия какого-либо события от его воспроизведения на допросе, тем меньшее количество информации сохраняется в памяти человека. Значит, свидетели и потерпевшие должны быть допрошены как можно скорее.

Однако и в данном случае могут быть некоторые исключения. Если потерпевший, а порой и свидетели, в результате совершенного преступления находятся в состоянии душевного потрясения, очень сильного волнения, напряженности, растерянности, допрос следует отложить. Как отмечает А.Р.

Ратинов, “допрос, производящийся непосредственно вслед за происшествием (особенно допрос потерпевшего и очевидцев), может быть и недостаточно результативным; более полными иногда оказываются несколько отсроченные показания, когда переживания сгладились и память свидетеля обрела временно потерянную остроту” <9>.


<9> Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 2001.

С. 216.

 

М.М. Коченов и Н.Р. Осипова рекомендуют допрашивать ребенка не ранее чем через два-три дня после события в тех случаях, когда известно, что случившееся могло его сильно взволновать <10>. За это время уменьшается эмоциональное напряжение и вызываемое им торможение процессов памяти.

Нужно также учитывать известное в психологии явление реминисценции, т.е. “всплывания” в памяти деталей, которые не могли быть воспроизведены вскоре после события. Поэтому свидетелей и потерпевших, чьи показания кажутся следователю недостаточно полными, содержат труднообъяснимые пробелы, желательно допросить повторно. Е.Е. Центров рекомендует проводить повторный допрос несовершеннолетнего не позднее 2 – 3 дней с момента преступного посягательства, так как в дальнейшем может появиться процесс забывания <11>.

Не исключено, что после первого допроса потерпевший или свидетель вспомнят существенные для дела обстоятельства, связанные с событием преступления, личностью преступника.


<10> См.: Коченов М.М., Осипова Н.Р. Психология допроса малолетних свидетелей: Методическое пособие. М., 1984.

С. 20.

<11> См.: Центров Е.Е. Криминалистическое учение о потерпевшем. М., 1988.

С. 155.

 

Поскольку следователю порой бывает сложно определить наиболее подходящий момент для допроса, ему необходимо учитывать мнение психолога по данному вопросу, особенно в отношении несовершеннолетнего, перенесшего сильное потрясение (страх, испуг, психологический аффект).

Рекомендации психолога могут быть полезны при определении места производства допроса и его продолжительности. Допрос проводится по месту производства предварительного следствия, но следователь вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого (ч. 1 ст.

187 УПК РФ).

“Допрос малолетних, – по мнению Е.Е. Центрова, – предпочтительнее проводить в привычной для них обстановке – в детском учреждении, школе, дома. Желательно начинать допрос с беседы, включающей элементы игры, которая поможет установлению доверительных отношений” <12>. М.М. Коченов и Н.Р.

Осипова рекомендуют допрашивать ребенка на месте расследуемого события, так как это поможет оживить в памяти детали ситуации и позволит ребенку, не умеющему рассказывать, показать расположение участников наблюдавшейся им сцены, направление их движения и т.п. Исключением, по их мнению, должны быть случаи, когда имеются опасения, что пребывание на месте события может вызвать у него сильные отрицательные эмоции <13>. При наличии сведений об излишне легкомысленном отношении ребенка к случившемуся лучше допрашивать его в кабинете следователя.

Официальная обстановка может подчеркнуть важность и ответственность допроса.


<12> Криминалистика: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. Н.П. Яблоков. М., 2007.

С. 514.

<13> См.: Коченов М.М., Осипова Н.Р. Указ. соч. С. 22.

 

Большое значение для защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля имеет ограничение продолжительности допроса. Например, в ч. 1 ст. 425 УПК РФ установлено, что допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности более четырех часов в день.

Правило об ограничении продолжительности допроса по аналогии следует включить и в ст. 191 УПК РФ, устанавливающую особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

При этом следует учитывать рекомендации психолога, что также определяется возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Экспериментальными исследованиями психологов установлено, что дети 5 – 7 лет могут быть сосредоточенными около 15 минут, 7 – 10 лет – 20 минут, 10 – 12 лет – 25 минут, старше 12 лет – 30 минут <14>. Пренебрежение этими данными может дезорганизовать допрос, привести к недостоверным показаниям.


<14> См.: Арямов И.А. Особенности детского возраста. Очерки.

М., 1953. С. 140.

 

Представляется целесообразным дополнить ст. 191 УПК РФ “Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля” ч. 2 следующего содержания: “Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности более четырех часов в день. Продолжительность допроса в каждом конкретном случае должна определяться с учетом рекомендаций психолога”.

Специалист-психолог, участвуя при производстве данного следственного действия, может оказывать неоценимую помощь следователю на каждом этапе допроса: при подготовке к допросу, непосредственно в ходе допроса, а также при фиксации результатов допроса.

До начала допроса следователь может получить у психолога консультацию о психологических особенностях детей и подростков того возраста, к которому относится потерпевший или свидетель. Помощь психолога может быть полезна также при подготовке вопросов, которые предполагается задавать допрашиваемому.

Непосредственно в ходе допроса важной задачей психолога является содействие в установлении и поддержании психологического контакта <15>, что предполагает снятие излишнего психического напряжения подростка, устранение имеющихся психологических барьеров для общения. Если это напряжение не будет снято во время допроса, оно может привести к негативным результатам, а также затруднить контакты с подростком в будущем. Учитывая выявленные особенности личности допрашиваемого, его интеллектуальный уровень, сильные и слабые стороны характера несовершеннолетнего, психолог должен способствовать созданию благоприятной для него атмосферы, располагающей к продуктивной беседе.


<15> См.: Лосев Д.М. Некоторые аспекты проблемы психологического контакта при допросе несовершеннолетнего // Проблемы правового статуса личности в уголовном процессе. Саратов, 1981.

С. 153.

 

Установление психологического контакта необходимо для того, чтобы несовершеннолетний был настроен воспринимать вопросы следователя, осуществлять мыслительные процессы в направлении возникновения желания и решимости рассказать об обстоятельствах, интересующих следствие.

Помощь психолога может быть использована и при составлении протокола следственного действия для тщательной фиксации особенностей речи допрашиваемого, правильной оценки его показаний и поведения.

Последняя задача участвовавшего в допросе психолога – ознакомиться с протоколом допроса несовершеннолетнего и внести в него при необходимости замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Однако следует отметить, что замечания психолога фиксируют его мнение о ведении допроса и отражении в протоколе показаний несовершеннолетнего, но не могут касаться оценки правдивости этих показаний.

В ст. 191 УПК РФ, устанавливающей особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, необходимо предусмотреть права, которыми следует наделить психолога, участвующего в допросе указанных лиц. Поэтому считаем необходимым дополнить ст. 191 УПК РФ ч. 3 следующего содержания: “Психолог или педагог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему или свидетелю, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

Эти права следователь, дознаватель разъясняет психологу или педагогу перед допросом несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, о чем делается отметка в протоколе”. Часть 2 ст. 191 УПК РФ считать ч. 4.

Резюмируя все вышеизложенное, отметим, что основная функция психолога при допросе несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля на предварительном следствии состоит в применении психологических знаний для установления контакта с допрашиваемым, правильной и корректной постановки ему вопросов, охраны его психического здоровья от травмирующего воздействия необычной для него ситуации.

 

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.