Проявления синдрома профессионального выгорания у практикующих психологов

By | 22.12.2017

Проявления синдрома профессионального выгорания у практикующих психологов

(Кулакова С.В.)

(“Юридическая психология”, 2015, N 2)

Информация о публикации

Кулакова С.В. Проявления синдрома профессионального выгорания у практикующих психологов // Юридическая психология. 2015.

N 2. С. 35 – 38.

 

ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

У ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ

С.В. КУЛАКОВА

Кулакова Светлана Владимировна, начальник отдела ФКУ НИИ ФСИН России, капитан внутренней службы.

В статье раскрываются этапы изучения феномена эмоционального выгорания как специфического вида заболевания лиц, работающих с людьми. Причинами развития выгорания специалиста называются особенности профессиональной деятельности и ряд индивидуально-психологических особенностей личности. Синдром профессионального выгорания показан как процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах умственного, эмоционального истощения, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Выделены и описаны отдельные специфичные для психологической деятельности последствия, обнаруживающие себя в обыденной жизни и затрагивающие не только субъективную сферу специалиста, но и отношение к окружающим и жизни в целом. Декларируются основные пути профилактики развития данного синдрома.

Ключевые слова: синдром профессионального выгорания, практикующий психолог, трансформация структуры, качеств, свойств личности; размывание профессиональных границ, эмпатия, интроспекция, психокоррекция, психологическая гиперинтерпретация, профессиональный перфекционизм, психологические субкультуральные аспекты.

Manifestations of the syndrome of professional burnout of practicing psychologists

S.V. Kulakova

Kulakova Svetlana V., head, the Department, Federal Governmental Institution Scientific Research Institute of the Federal Service for Execution of Punishment of Russia, captain of internal service.

The article describes the stages of studying the phenomenon of burnout, as a specific type of disease entities working with people. The causes of burnout experts call features of professional work and a number of individual psychological characteristics of personality. Professional burnout syndrome is shown as a process of gradual loss of emotional, cognitive and physical energy, which is manifested in the symptoms of mental, emotional exhaustion, personal detachment and reduce the performance of work satisfaction. Identified and described certain specific for psychological activity, the effects of which reveal themselves in everyday life, affecting not only the subjective sphere of the specialist, but also attitude towards others and life in general.

Declared major ways of preventing the development of this syndrome.

Key words: professional burnout syndrome, a practicing psychologist, transformation of the structure, qualities, properties of the individual; vocational outlook, empathy, introspection, psychological correction, psychological giperinterpretatsiya, professional perfectionism, psychological aspects of subkulturalnye.

Регресс качества и характера межличностных взаимодействий происходит не только в кризисных, экстремальных и неблагоприятных условиях. Исследователи в 70-х гг. прошлого века привели доказательства, что даже внешне удовлетворительные и стабильные взаимодействия в системе “человек – человек” способствуют развитию особого рода стресса – феномена профессионального выгорания работников.

Общепринятый термин burnout – “выгорание”, предложенный К. Маслач <1> после выхода в свет результатов исследований в 1976 г., на наш взгляд, не дает точного определения происходящих трансформаций личности. Медицинское название данного феномена в МКБ-10 также не прибавляет ясности и звучит как “расстройство приспособительных реакций” (F43.2) в связи со стрессовыми событиями <2>. Точнее всего, на наш взгляд, отражает происходящее определение staff burned-out – “окончание горения (воодушевления)” персонала, предложенное Х.Д.

Фрайденбергером, здесь “горение” обозначается как обязательный элемент деятельности, а не отрицательное явление, профессиональное выгорание – это не “сгорание дотла от избытка огня”, а прекращение интереса, творчества, здорового любопытства, экспериментирования, энтузиазма – нет огня в глазах <3>.


<1> Maslach C. Burnout the cost of caring. New York., 1982. 231 p.

<2> Психические расстройства и расстройства поведения (F00 – F99) / (Класс V по МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации) / Под общ. ред. Б.А. Казаковцева, В.Б.

Голланда. М.: МЗ РФ, 1998. 512 с.

<3> Орел В.Е. Феномен “выгорания” в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Школьный психолог. 2001.

Т. 22. N 1. С. 90 – 101.

выгоранияИзучение феномена профессионального выгорания выявило его наличие у представителей практически всех социономических профессий – учителей, социальных работников, врачей, психологов, сотрудников пенитенциарной системы, правоохранительных органов и др. <4>. Однако при существовании большого количества исследований профессионального выгорания публикации по профессиональному выгоранию психологов и психотерапевтов являются достаточно редкими. Так, по данным исследования, проведенного в Беларуси П.И.

Сидоровым <5>, различная степень выраженности признаков синдрома выгорания диагностируется у 80% психотерапевтов, врачей-психиатров, причем резко выраженный синдром с психосоматическими и психовегетативными нарушениями зафиксирован у 7,8% данной категории профессионалов. Исследования участвующих в программах повышения квалификации психологов-консультантов и врачей-психотерапевтов, проведенные Г.А. Макаровой <6>, выявили, что признаки синдрома различной степени выраженности имели 73% специалистов, что оценивалось по наличию формирующихся или уже сформировавшихся фаз синдрома эмоционального выгорания.


<4> Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома “эмоционального сгорания”: учеб. пособие. М.: Педагогика, 2005.

527 с.; Бойко В.В. Синдром “эмоционального выгорания” в профессиональном общении. СПб.: Наука, 1996. 154 с.; Коджаспиров А.Ю. Профессиональное выгорание психологов-консультантов телефона доверия.

Специфика, профилактика, возможности коррекции [Электронный ресурс] // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ. URL: (дата обращения: 25.03.2015).

<5> Сидоров П.И. Синдром эмоционального выгорания. [Электронный ресурс] // Медицинская газета. N 43.

8 июня 2005 г. URL: (дата обращения: 25.03.2015).

<6> Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 27.03.2015).

В числе причин развития выгорания специалиста наиболее часто называются особенности профессиональной деятельности и ряд индивидуально-психологических особенностей личности <7>.


<7> Кулакова С.В., Фадеева К.Ф. Психологические аспекты развития и проявления эмоционального выгорания сотрудников пенитенциарных учреждений как следствие профессиональной деятельности // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право: матер. межрег. науч.-практ. конф. Выпуск 2. Томский ИПКР ФСИН России.

Томск – Иркутск: Изд-во ООО “Мегапринт”, 2014. С. 231 – 233.

Выделим отдельные, специфичные для психологической деятельности, последствия, обнаруживающие себя в обыденной жизни и затрагивающие не только субъективную сферу специалиста, но и отношение к окружающим и жизни в целом.

Отказ от спонтанности, непрерывная интроспекция – идеализация поведения, состояний, ощущений, почерпнутые из многогранной и разноплановой психологической литературы, призывающей специалиста постоянно наблюдать за собственным поведением, речью, мыслями, эмоциями с целью самодиагностики и своевременной самокоррекции при отклонении от “нормы”, что лишает спонтанности, независимости, творчества.

Размывание профессиональных границ: даже вне рабочих областей жизни профессиональные знания, обязанности и навыки побуждают к развитию “ответственности за психологическое состояние” окружающих людей, что может выражаться в раздаче советов, уничижающих “высокопрофессиональных” оценках, неявных запросах/предложениях на проведение психокоррекции у окружающих и т.д. Данное отклонение, горячо поддерживаемое окружающими, сужает личностное самоопределение и границы, низводя человека до уровня ремесленника, подчиненного лишь профессиональному долгу: “Я должен – я же психолог”, “Независимо от происходящего, я обязан не травмировать окружающих”.

Психологическая гиперинтерпретация – истолкование большинства жизненных затруднений психологическими причинами, придавание психологическим факторам важнейшего значения в объяснении самых разнообразных событий.

Рационализация собственных проблем – освоение психолого-психотерапевтической терминологии и широкий круг знаний о личности человека дает обширное поле для конструирования разумных, рациональных оснований и оправданий своих действий. В отличие от предыдущего пункта, где имеет место гиперболизация психологического фактора, здесь речь идет о сочинении “разумных оснований” для своих поступков и удобных объяснений поведения других людей.

Профессиональный перфекционизм: работа над собственной личностью у психологов широко разрекламирована, является краеугольным камнем самообразования, поддерживается на официальном уровне, и это не только непременное прохождение личной терапии, обязательное супервизорское сопровождение специалиста, но и персональные установки типа: “У хорошего психолога не бывает личностных проблем”, “Какой же я профессионал, если не в силах самостоятельно справляться со своими негативными эмоциями (стрессами, проблемами и т.п.), – я не вправе консультировать других людей”.

Типологизация профессиональных ситуаций: ежедневно сталкиваясь со множеством разнообразных ситуаций, работая в эмоционально напряженном режиме, психолог вынужден быстро овладевать разноплановым потоком информации, что вынуждает его ограничивать восприятие, классифицировать, типологизировать и т.п. Необычное не кажется ему удивительным, он в той или иной мере с этим или подобным этому уже встречался. Так, развитая профессиональная толерантность к неопределенности накладывает отпечаток не только на деятельность, но и на личную жизнь специалиста.

Профессиональный цинизм: практический психолог для эффективной работы вынужден вырабатывать способность одновременно с эмпатийным слушанием оставаться не погруженным в трудную жизненную ситуацию клиента. Имея важный психотерапевтический смысл, этот взгляд со стороны трактуется специалистами по-разному: одни считают, что эта способность развивает циничное отношение, неприемлемое для цивилизованного человека; другие оценивают ее как защитную реакцию от повседневного высокоэмоционального взаимодействия; третьи считают это выработанной стратегией, позволяющей проще относиться к жизни.

Формирование психологических субкультуральных аспектов: речь идет о ситуации, когда специалисту не хватает позитивной обратной связи, успешных результатов, ясных ориентиров в коррекционном процессе. Распространенной стратегией компенсации реальной неопределенности и беспомощности в психологической сфере является формирование специфического жаргона для дегуманизации клиентов, навешивание на них ярлыков, введение в деятельность свода неписаных правил поведения и общения, т.е. развитие “психосоциальной субкультуры”, которую справедливо критиковал J. Fengler <8>.


<8> Fengler J. Soziologische und psychologische Gruppenmodelle Modelle der Gruppe in Psychotherapie ind sozialer Arbeit / Petzold H., Fruemann R. (Hrsg.) Bd. 1. Paderborn: JunfermannVerl., 1986. 104 s.

Несмотря на то что любая деятельность, профессиональная в том числе, накладывает свой отпечаток на человека, фатальной предопределенности в развитии профессионального выгорания каждого работника не существует. Правомерно говорить о наличии некоторого предела допустимости развития данного феномена из-за дисбаланса в соотношении позитивных и негативных изменений личности специалиста. Ограничившись развитием лишь отдельных, “полезных для деятельности”, свойств, качеств и характеристик, психолог теряет целостность личности. Следует заметить, что чаще от синдрома профессионального выгорания страдают специалисты, попавшие под влияние своих представлений о мощи и всемогуществе психологии, а затем разочаровавшиеся в них.

Профессионально более уместна позиция понимания ее ограниченности, допущение собственной беспомощности, а не реагирование на нее агрессивно, депрессивно, обвиняюще или отчужденно-цинично.

Профилактикой развития данного синдрома также является умение экономно расходовать собственные личностные ресурсы в ходе консультирования, не теряя внутреннего равновесия и не создавая путаницы относительно границ с клиентом. По мнению F.M. Staemmler, такое поведение помогающего профессионала отличается присутствием “игрового элемента”, “радостью экспериментирования”, юмором и живостью, а не рабской зависимостью от жестких парадигм или “фанатизмом новичка” и “культивированием неопределенности” <9>.


<9> Staemmler F.M. Kultivierte Unsicherheit. Gedanken zu einer gestaltltherapeutischen Halting, Integrative Therapie 3, Paderborn, 1994. 279 s.

Таким образом, важнейшим условием профилактики профессионального выгорания психологов становится выработка представлений о собственных перспективах, как профессиональных, так и жизненных. Именно в помогающих профессиях появляется возможность встретиться лицом к лицу с собственной самостью; бросить вызов способности быть личностью, нравственной позиции, отзывчивости к проблеме смысла жизни, смерти и внутреннего роста. Психологическая деятельность предоставляет специалисту широкие возможности для творчества, разрешения действительно значимых индивидуальных и общественных проблем, для полноценного саморазвития и самореализации.

Литература

  1. Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома “эмоционального сгорания”: учеб. пособие. М.: Педагогика, 2005. 527 с.

  2. Бойко В.В. Синдром “эмоционального выгорания” в профессиональном общении. СПб.: Наука, 1996. 154 с.

  3. Вилкова А.В., Гнедова Н.П. Психология и педагогика в профессиональной деятельности воспитателя // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014.

N 3. С. 14.

  1. Зыкова К.Ф. Несовершеннолетние осужденные женского пола, совершившие насильственные преступления, и проблемы их психологической коррекции // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013.

N 4. С. 17.

  1. Коджаспиров А.Ю. Профессиональное выгорание психологов-консультантов телефона доверия. Специфика, профилактика, возможности коррекции [Электронный ресурс] // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ.

URL: (дата обращения: 25.03.2015).

  1. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. Спб.: “Речь”, 2005. 256 с.

  2. Кулакова С.В., Фадеева К.Ф. Психологические аспекты развития и проявления эмоционального выгорания сотрудников пенитенциарных учреждений как следствие профессиональной деятельности // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право: матер. межрег. науч.-практ. конф. Выпуск 2. Томский ИПКР ФСИН России. Томск – Иркутск: Изд-во ООО “Мегапринт”, 2014.

С. 231 – 233.

  1. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 27.03.2015).

  2. Мешкова Л.В., Федорова Е.М. Об актуальности развития организационной идентичности сотрудников, включенных в резерв руководящих кадров ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014.

N 5. С. 17 – 19.

  1. Орел В.Е. Феномен “выгорания” в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Школьный психолог. 2001.

Т 22. N 1. С. 90 – 101.

  1. Психические расстройства и расстройства поведения (F00 – F99) / (Класс V по МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации) / Под общ. ред. Б.А. Казаковцева, В.Б. Голланда.

М.: МЗ РФ, 1998. 512 с.

  1. Сидоров П.И. Синдром эмоционального выгорания. [Электронный ресурс] // Медицинская газета. N 43.

8 июня 2005 г. URL: (дата обращения: 25.03.2015).

  1. Maslach C. Burnout the cost of caring. New York., 1982. 231 p.

  2. Staemmler F.M. Kultivierte Unsicherheit. Gedanken zu einer gestaltltherapeutischen Halting, Integrative Therapie 3, Paderborn, 1994. 279 s.

  3. Fengler J. Soziologische und psychologische Gruppenmodelle Modelle der Gruppe in Psychotherapie ind sozialer Arbeit / Petzold H., Fruemann R. (Hrsg.) Bd. 1. Paderborn: JunfermannVerl., 1986. 104 s.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.