Коммуникационные барьеры, что это? Какие барьеры бывают? Для удобства обсуждения мы можем классифицировать барьеры для общения в следующих четырех категориях:
- Организационные барьеры
- Индивидуальные барьеры
- Семантический барьер
- Другие коммуникационные барьеры
Прежде чем перейдем к сути, дадим определение коммуникационному барьеру.
Коммуникационные барьеры – это совокупность факторов, как внешних так и внутренних, которые мешают эффективной коммуникации или вообще блокируют её, проще говоря это все, что мешает нам нормально общаться друг с другом.
Теперь рассмотрим каждый тип более подробно.
Организационные барьеры
Организационные барьеры внутри организации могут быть следующих типов:
- Отрицательный организационный климат. Основным аспектом организационного климата, который выступает в качестве коммуникационного барьера, является негативное отношение высшего руководства.Отрицательное отношение высшего руководства препятствует коммуникационной инициативе сотрудников.
- Отсутствие коммуникационной политики. Хорошо продуманная коммуникационная политика поощряет общение в организации.В отсутствие такой политики сотрудники не решаются общаться.
- Чрезмерные уровни полномочий. Чрезмерные уровни полномочий действуют как серьезное препятствие для успешной коммуникации.В случае чрезмерного ограничения полномочий также препятствует успешной коммуникации. В случае чрезмерных уровней полномочий, информация проходящая через несколько иерархических уровней, конечно, достигает своего конечного адресата, но в результате информация может быть частично искажена или потеряна. Чрезмерные уровни полномочий также задерживают связь.
- Фильтрация. Фильтрация подразумевает умышленное искажение информации.Эта проблема обычно возникает при восходящей коммуникации. При восходящей коммуникации сотрудники, как правило, передают только те сообщения, которые создают положительное впечатление о них.
Индивидуальные барьеры
Барьеры, созданные отправителем и получателем, известны как индивидуальные барьеры.
К таким барьерам относятся следующие:
- Различия в личности. Личность – это набор атрибутов, которые определяют человека.У каждого человека своя отличная от других личность имеющая свой характер. Этот индивидуальный характер личности является препятствием для общения.
- Перцептивные различия. Восприятие – это уникальный способ, с помощью которого люди реагируют или интерпретируют объект.Разница в восприятии – очень распространенная проблема в эффективной коммуникации. То есть на одну и туже ситуацию люди могут реагировать по разному.
- Страх. Страх перед репрессиями или нападениями, страх перед критикой за незнание и т.д. Страх это базовая эмоция каждого человека. Страх может создавать проблемы в общении.
- Стереотипирование. Стереотипирование обобщает информацию о классе людей или событиях, которые широко распространены в данной культуре.В случае стереотипов люди развивают коммуникационные высказывания и мысли о других. Эта ориентация раскрывается в таких заявлениях и мыслях. Например, «Все продавцы подержанных автомобилей обманщики» или «Все банки обещающие большую прибыль – лжецы». Такие всеохватывающие восприятия не только редко верны, но также блокируют умственную деятельность, необходимую для успешного общения.
- Эффект ореола. Эффект ореола – это тенденция использовать общее впечатление, основанное на одной или нескольких характеристиках, для оценки других характеристик того же самого человека. Например, если идентифицировать одну черту сотрудника, например отличную запись о посещаемости, и связать ее с производительностью и качеством работы сотрудника, в итоге если человек качественно выполняет работу, то значит, он её никогда не прогуливает.
- Невнимательность. Иногда связь не достигается из-за невнимательности того кто принимает информацию.Такое невнимание может быть вызвано занятостью, отсутствием интереса к предмету разговора и т.д.
Семантические коммуникационные барьеры
Общим препятствием для эффективной коммуникации является семантическое искажение, которое может быть преднамеренным или случайным. Семантическая проблема возникает, когда слова и символы имеют разные значения для разных людей, которые приводят к недоразумениям. Например, в рекламе говорится: «Мы продаем за меньшее». Это неоднозначно и поднимает вопрос: меньше чем, что? В другом случае, мужчина может сказать своей коллеге женского пола: «Отойдите в сторону». Женщина может понять смысл этой фразы по своему: «Он назвал меня толстой!» Семантический барьер представляет собой сложную задачу, когда люди из разных культур общаются друг с другом.
Другие коммуникационные барьеры
Следующие факторы также выступают в качестве барьера для эффективной коммуникации:
- Информационная перегрузка. Информационная перегрузка также может быть проблемой эффективной коммуникации.Информационная перегрузка – это ситуация, когда человеку дают слишком много информации за раз, в следствии чего человек может потерять нить разговора.
- Неверное выражение. Неверное выражение сообщения не может передать точное значение получателю.Это происходит из-за отсутствия ясности, использования неопределенных терминов, плохо выраженной информации, неправильной организации идей и т.д.
- Различия в статусе. Проблема связи может возникнуть, при различии в статусе человека, например между владельцем бизнеса, и простым подчиненным. Проблемы и интересы подчиненных не всегда заботят руководителей. В результате одни не могут наладить связь с другими, так как другие не хотят слышать.
- Отрицательное отношение к изменениям. Некоторые люди всегда сопротивляются любым изменениям в их привычной жизни.Они думают, что старые вещи лучше, чем новые, и поэтому боятся изменений. Поэтому они создают проблемы в общении путем невнимания, ложной интерпретации, слуха, сопротивления и отсутствия сотрудничества.
- Шум. Факторы окружающей среды также могут нарушить эффективную связь.Одним из таких факторов является шум. Например, при устном сообщении шум может помещать информации достигнуть адресата. К примеру, на фабриках громкий шум машин затрудняет устное общение.
В заключении хотелось бы пожелать:
«Больше общайтесь, налаживайте коммуникационные связи, разрушайте барьеры которые препятствуют общению».
Игорь Фомичев, клинический психолог,
эксперт в «Центр специальных исследований и экспертиз».
т. 8-925-855-13-75