ВАРИАНТЫ ТАТ И МОДИФИКАЦИИ ТЕМАТИЧЕСКОГО АППЕРЦЕПТИВНОГО ТЕСТА (ТАТ)
Как уже отмечалось, о ТАТ можно говорить по меньшей мере в двух значениях. В узком значении — это конкретная диагностическая техника, разработанная Г.Мюрреем, в широком значении — это метод личностной диагностики, воплощением которого является не только тест Мюррея, но и целый ряд его вариантов и модификаций, разработанных позднее, как правило, для более частных и узких диагностических или исследовательских задач (варианты ТАТ). Мы считаем необходимым дать краткий обзор других вариантов и модификаций ТАТ. Поскольку уже в 60-е годы их насчитывалось более 60, сколько-нибудь полный обзор вряд ли возможен и мы ограничимся лишь наиболее известными.
ВАРИАНТЫ ТАТ ДЛЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Наиболее известной методикой из этой группы является Детский апперцептивный тест (CAT) Л.Беллака. Первый вариант CAT (1949) состоял из 10 картин, изображавших ситуации, героями которых являлись антропоморфизированные животные. В 1952 году бьла разработана дополнительная серия (CAT-S), картины которой охватывали ряд ситуаций, не учтенных в первом варианте CAT. Методика была предназначена для детей 3—10 лет и опиралась на предположение о том, что для детей этого возраста легче идентифицироваться с животными, чем с человеческими фигурами. Экспериментальные данные, однако, опровергли это допущение, и Беллак, хотя и не сразу согласившийся с его критикой, создал в 1966 году параллельный вариант с человеческими фигурами (САТ-Н). Сравнительные исследования не обнаружили существенных различий между результатами по “звериной” и “человеческой” формам теста. Замена звериных фигур человеческими снижает степень неоднозначности изображений.
Сам Беллак считает высокую степень неопределенности безусловным плюсом, однако некоторыми авторами это мнение оспаривается. Для обработки Детского апперцептивного теста Беллак использует те же основные категории, что и при обработке ТАТ, подчеркивая, что там, где это возможно, тест должен даваться не как тест, а как игра.
Мичиганский рисуночный тест (МРТ) предназначен для детей 8—14 лет.
Он состоит из 16 таблиц, изображающих реалистические ситуации (одна таблица — чистое белое поле). Как и в ТАТ Мюррея, часть таблиц МРТ (8) предъявляется обследуемым обоего пола, а часть различна для мальчиков и девочек (по 4). Основной предмет диагностики – девять проблемных областей, такие как конфликты в семье, в школе, конфликты с авторитетами, проблемы агрессии и т.п. В отличие от ТАТ, картины МРТ более реалистичны и не содержат чрезмерной неопределенности. Индекс напряженности, высчитываемый по результатам теста, значимо различается у нормально адаптированных и дезадаптированных детей. Как и CAT, MPT обладает достаточно хорошими психометрическими характеристиками, хотя он не считается в достаточной мере объективным.
Тест рассказов по рисункам П.Саймондса (SPST) был создан в 1948 году и предназначен для тестирования подростков от 12 до 18 лет.
Первоначально разрабатывался в исследовательских целях. Включает 20 таблиц с изображениями релевантных ситуаций. Обработка результатов опирается на оценку сравнительной частоты разных тем. Этот тест не получил широкого применения. Сами изображения выглядят явно устаревшими; отсутствуют данные о каких-либо преимуществах теста Саймондса перед ТАТ Мюррея. Дж. Каганом высказывалось мнение о том, что оптимальным для обследования подростков был бы смешанный тест, включающий в себя отдельные картины из ТАТ Мюррея, МРТ и SPST.
Варианты для пожилого возраста. В семидесятые годы были предприняты попытки создать версии ТАТ для пожилых людей: геронтологический апперцептивный тест (GAT) Уолка и Уолка и апперцептивный тест для старшего возраста (SAT) Л.Беллака и С.Беллак. Оба эти теста в целом не оправдали ожиданий; оказалось, что изображение пожилых людей на картинках не повышает их диагностической ценности.
ВАРИАНТЫ ТАТ для ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ГРУПП
ТАТ С.Томпсона для негров (Т-ТАТ). Т-ТАТ был создан в 1949 году в качестве параллельного варианта ТАТ Мюррея, предназначенного для обследования американцев негритянского происхождения. Томпсон исходил из предположения о том, что им легче будет идентифицироваться с негроидными персонажами. 10 таблиц ТАТ Мюррея были переделаны соответствующим образом, одна исключена, другие сохранены без изменений. Имеющиеся данные достаточно противоречивы, но в целом не подтверждают гипотезу о преимуществах этого варианта при работе с неграми. Вместе с тем общепризнано, что этот тест полезен для изучения расистских установок и стереотипов у людей как белого, так и черного цвета кожи.
ТАТ для африканцев СЛи. Эта методика отличается от Т-ТАТ содержанием картин, ориентированным на традиционную африканскую культуру в той мере, в какой можно обобщенно говорить о таковой. Последнее обстоятельство отмечалось критиками, подчеркивающими существование культурных различий между отдельными регионами, народами и племенами, вследствие чего для одних предложенная версия будет более, а для других менее адекватна. Набор включает в себя 22 таблицы, из них по 8 для мужчин и женщин и 6 общих. При проведении считается необходимым, чтобы экспериментатором был также африканец, в противном случае ответы будут стереотипно-ролевыми. Порядку предъявления таблиц придается мало значения. Обследование завершается опросом, в ходе которого, в частности, обследуемые должны припомнить картины — то, какие именно картины воспроизведены, считается диагностически значимым.
Южноафриканский тест анализа рисунков (SAPAT) предназначен для детей от 5 до 13 лет. Материалы теста включают 12 картин, на которых действуют не только обыкновенные люди, но и короли и королевы, гномы, эльфы и феи, а также очеловеченные животные. Оправданность такого построения теста вызывает сомнения, хотя авторы теста П.Нел и А.Пелсер исходили из данных опроса детей.
Имеются сведения о версиях ТАТ, разработанных для американских индейцев, жителей Кубы, индийцев, японцев, китайцев, конголезцев и др. (см. Semeonoff, 1976, с. 138—139; Kornadt, Zumkley, 1982, с.318). Семенофф в своей книге подробно разбирает методологические проблемы, связанные с использованием ТАТ в разных культурах.
ВАРИАНТЫ ТАТ для РЕШЕНИЯ РАЗНЫХ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ
Профессиональный апперцептивный тест (VAT) включает в себя 8 таблиц в мужском варианте и 10 — в женском с изображением ситуаций профессиональной деятельности. Схема обработки предполагает выявление индикаторов мотивов и установок, релевантных пяти профессиональным сферам. Тест имеет удовлетворительные психометрические характеристики.
Тест групповой проекции (TGP) включает в себя 5 таблиц и предназначен для оценки групповой динамики. Члены группы должны совместно составлять рассказы по таблицам. Достоинства этого теста неочевидны и не имеют какого-либо эмпирического подтверждения.
Тест семейных установок Л.Джексон (TFA) предназначен для детей от 6 до 12 лет. Варианты для мальчиков и девочек полностью различны и включают в себя по 7 таблиц с изображениями критических семейных ситуаций. Интерпретация результатов довольно свободная, сколько-нибудь формализованная система обработки отсутствует, равно как и данные по валидности и надежности.
Индикатор семейных отношений (FRI) разработан в русле семейной психиатрии. Набор состоит из 40 таблиц, однако их отбор в конкретной ситуации обследования зависит не только от пола обследуемого, но и от структуры семьи (сын/дочь, сын и дочь). Цель методики — получить по возможности более полное описание отношений в семье. Изображения не натуралистичны, а схематизированы. Данные по надежности и валидности недостаточны; однако мнения по поводу теста в целом расходятся.
Школьный апперцептивный метод (SAM) включает 22 рисунка с изображениями типичных школьных ситуаций и предназначен для школьных психологов. Данные по надежности и валидности отсутствуют, что вызывает сомнения в преимуществах теста перед другими методиками.
Учебный апперцептивный тест (EAT) отличается от предыдущего тем, что в нем использованы натуралистические фотографии, причем круг охваченных тем несколько уже. В то же время нет никаких данных, позволяющих сравнить его с SAM или другими тестами.
Тест школьной тревоги (SAT) включает в себя 10 таблиц, охватывающих пять возможных классов тревоги в школьных ситуациях. Подбор картин делался на основе экспертных оценок. Автор теста Е.Хусляйн положительно оценивает его надежность и валидность, однако необходимы дополнительные подтверждения.
ВАРИАНТЫ ТАТ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МОТИВОВ
В данном разделе речь идет о наиболее стандартизированных вариантах ТАТ, разработанных в русле интеракционистской парадигмы и предназначенных для измерения выраженности отдельных мотивационных диспозиций. Как уже упоминалось выше, эта группа методов обладает существенно более высокими показателями валидности и надежности по сравнению как с ТАТ Мюррея, так и со всеми другими его модификациями (варианты ТАТ).
ТАТ для диагностики мотивации достижения Д.Мак-Клеланда является первой и наиболее известной из методик этой группы. Материал теста включает в себя четыре слайда, изображающих ситуации, связанные с тематикой достижения. Два из них заимствованы из ТАТ Мюррея, два созданы дополнительно. Методика может предъявляться в групповом режиме. Испытуемые должны написать по каждой картине рассказ, ответив в нем на четыре вопроса: 1) Что происходит на картине, кто изображенные на ней люди? 2) Что привело к этой ситуации? 3) Каковы мысли, желания людей, изображенных на картине? 4) Что произойдет потом?
Рассказы анализируются с точки зрения присутствия в них признаков темы достижения. В число этих признаков входят потребность достижения, позитивные и негативные целевые ожидания (антиципации), инструментальная активность, направленная на достижение цели, внутренние и внешние препятствия, внешняя поддержка, позитивные и негативные эмоциональные состояния, возникающие вследствие успеха или неудачи, общая тема достижения. За каждый из этих признаков засчитывается по одному баллу; сумма баллов определяет общую выраженность потребности в достижении.
С помощью этой методики, не претендующей на статус теста, было получено много разнообразных результатов, которые подтверждают ее богатые возможности и психометрическую обоснованность.
ТАТ для диагностики мотивации достижения Х.Хекхау-зена отличается от варианта Д.Мак-Клеланда тем, что Х.Хекхаузен теоретически и экспериментально разделил в мотивации достижения две независимые тенденции: надежду на успех и боязнь неудачи. Методика Х.Хекхаузена включает в себя 6 картин; инструкция носит более нейтральный характер. Для каждой из двух мотивационных тенденций выделена своя система диагностически значимых категорий, которые частично совпадают с категориями системы Д.Мак-Клеланда.
Известны также формализованные версии ТАТ для диагностики мотивации власти (Д.Уинтер), аффилиации (Дж.Аткинсон) и некоторых других. У нас в стране была разработана схема для диагностики альтруистических установок личности на основе стандартного ТАТ.
Тест четырех картин Ван Леннепа (FRT) разрабатывался в то же время, что и ТАТ, независимо от него. Тестовый материал представляет собой четыре цветных многозначных картины, отображающих “экзистенциальные” социальные ситуации: “со-бытие с другим человеком”, “личное одиночество”, “социальное одиночество”, “со-бытие с другими людьми в группе”. Задача состоит в том, чтобы расположить изображения в любой последовательности и сочинить рассказ, охватывающий все четыре ситуации. При анализе выделяются формальные и содержательные признаки, фиксируемые в специальном формуляре. Их интерпретация основана в большей мере на интуиции. Многозначность материала выше, чем в ТАТ, однако ограниченность материала для анализа одним рассказом сужает возможности теста. Эмпирических подтверждений его надежности и валидности нет, равно как и каких-либо нормативных данных. В то же время имеется целый ряд косвенных подтверждений валидности теста.
Рисуночный тест “Блэки” (ВРТ) Дж.Блума является единственной тематической апперцептивной техникой, разработанной строго в соответствии с определенной теорией — в данном случае с психоаналитической теорией психосексуального развития, — предназначенной как для взрослых, так и для детей. Материал представляет собой 12 картин, изображающих сцены из жизни Блэки — черной собаки неопределенного пола — и его семейства: папы, мамы и не то брата, не то сестры. Каждая из ситуаций, изображенных на картинах, соответствует одной из категорий теории психосексуального развития: оральный эротизм, интенсивность Эдиповского конфликта, страх кастрации, идеальное Я и т.п. После предъявления картины обследуемый должен ответить на вопросы по поводу изображенной ситуации, которые носят довольно конкретный характер. В заключение все картины классифицируются по признаку “нравится—не нравится”.
Система обработки результатов достаточно строго формализована и позволяет определить степень выраженности тех или иных параметров психосексуального развития. ВРТ был популярен в 50-е — 60-е годы, хотя в качестве исследовательской методики он принес больше пользы, чем в качестве инструмента клинической диагностики. Есть мнение, что полученные результаты подтверждают теорию стадий психосексуального развития. Но в целом данные о надежности и валидности ВРТ противоречивы. Основная критика связана с допущением Блума, что испытуемые обоего пола смогут с равной эффективностью идентифицироваться с главным героем. Это допущение оказалось неверным — Блэки в подавляющем большинстве случаев приписывался мужской пол вне зависимости от пола испытуемых. Вместе с тем и теория психосексуального развития в большей мере приложима к мужчинам, чем к женщинам, поэтому ВРТ можно считать сравнительно хорошей методикой для мужской выборки.
Тест “Чернолапка” (PN) Л.Кормана менее известен, чем “Блэки”, хотя обладает некоторыми преимуществами перед ним. Главное действующее лицо — поросенок, в числе других персонажей — разные животные и люди, причем животные по сравнению с ВРТ менее антропоморфизиро-ваны. Тест включает в себя 17 картин и предназначен для обследования детей. Задача заключается в том, чтобы выбрать из всего набора понравившиеся картины, расположить их в произвольном порядке и составить один общий рассказ. Хотя PN рассматривают как вариант ВРТ (Semeonoff, 1976; Kornadt, Zumkley, 1982), с этим трудно безоговорочно согласиться, поскольку процедуры весьма заметно различаются в том и другом случае.
Техника объектных отношений (ORT) Х.Филипсона также исходит из положений психоанализа, в частности, о роли складывающихся в первые годы жизни бессознательных объектных привязанностей. Эти объектные отношения, которые могут быть фрустрированными и вытесненными в бессознательное, накладываются на осознаваемый накопленный и переработанный человеком опыт межличностных отношений и влияют на поведение и межличностные отношения уже взрослого человека. Методика состоит из трех серий по 4 картины в каждой, изображающих соответственно одного, двух, трех и группу людей. Между собой серии различаются характером изображений: размытые силуэты в серии А, контрастные черно-белые и черно-серые рисунки в серии В и цветные изображения в серии С.
По процедуре предъявления и общему подходу к обработке результатов ORT близка к ТАТ Мюррея. Существуют некоторые статистические нормы. Известно несколько исследований, подтвердивших диагностические возможности ORT, однако связь техники с ее концептуальным обоснованием — теорией объектных отношений — остается недостаточно убедительной. Н.Уилкинсоном разрабатывается детская версия методики — CORT; в процессе этой разработки были внесены существенные изменения и в строение методики, и в способ подсчета результатов; предполагается, что эти изменения могут быть использованы и для усовершенствования базовой методики ORT, и даже для обработки данных ТАТ.
Проективные рисунки Р.Пикфорда (РРР). Методика предназначена для детей от 5 до 15 лет как вспомогательный инструмент при психодинамически ориентированной терапии. Она представляет собой 120 штриховых рисунков размером с почтовую открытку, на которых изображены детские фигуры — одна или несколько. Лица не прорисованы, но пол в большинстве случаев достаточно отчетлив; неясности сведены к минимуму. Все картины можно разбить на 15 классов ситуаций: отношения одного ребенка с отцом, отношения нескольких детей с отцом, отношение к младенцу, одиночество, отношения с дикими, опасными или фантастическими животными и т.д. Предполагается использовать их на протяжении цикла психотерапевтических сессий по шесть раз; ребенку предлагается придумать по каждой из них рассказ без каких-либо ограничений; интерпретация также не подчинена каким-либо формальным правилам. Предполагается, что психотерапевт или школьный психолог сможет получить с помощью проективных рисунков существенную для него информацию; сама же техника самодостаточной не является.
Можно ограничиться упоминанием еще нескольких методик, сохраняющих элементы сходства с ТАТ (варианты ТАТ), однако сходства здесь меньше, чем различия. В их числе тест упорядочивания рисунков Томкинса и Хорна, групповой проективный личностный тест Кессела и Кана, “Палочные фигурки” Форреста и Ли, рисуночный тест фрустрации Розенцвейга и тест руки Бриклина, Пиотровского и Вагнера. Последние две методики являются наиболее известными и обоснованными из перечисленных и обычно рассматриваются вне связи с ТАТ.
Х.-Й. Корнадт и Х.Цумкли, подытоживая обзор вариантов и модификаций ТАТ, отмечают, что большинство из них не оправдали возлагавшихся на них ожиданий. Опыт работы позволяет решительно отвергнуть положение об идентификации обследуемого с похожим на него персонажем как об условии личностной проекции. Напротив, подчеркивается решающая роль такого момента как тематическая определенность картин, их способность актуализировать определенные мотивы, что подтверждается, в частности, убедительными преимуществами вариантов ТАТ, сконструированных для диагностики отдельных мотивов.
вернуться в начало